Кто сказал, что Казани - 1000 лет? | МУХАМАДИЕВ Азгар Гатауллович - член-корреспондент АН РТ, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии КГУ
Первые поселения на месте древней Казани возникли еще в железном веке, то есть две с половиной тысячи лет тому назад. Однако в этот период такие поселения были крайне бессистемными. Они располагались на всех обширных просторах Средней полосы.
Совершенно новым и уникальным явлением для Поволжья, Подонья, Северного Кавказа и Крыма было появление очень ранней для всей Восточной Европы довольно высокой государственной цивилизации, созданной родственными булгарам племенами хазар. Хазарское государство просуществовало с VII по Х век. В период своего расцвета оно являлось одной из трех мировых держав раннего средневековья наряду с Ираном и Византией. Впоследствии с возникновением мощного и молодого Арабского халифата в результате столкновения с ним в 737 году хазары официально приняли ислам. Об этом свидетельствует, в частности, массовая чеканка в столичном городе Итиле на Волге дирхемов, основанных на арабской графике. Однако хазары отличались большой веротерпимостью. В городах наряду с мусульманскими стояли и христианские, и иудейские храмы. Где-то в IX веке верхушка Хазарского государства для того, чтобы не быть зависимой как от халифа, так и от византийского императора – духовного главы христиан, – принимает иудаизм, хотя он ни на кочевьях, где преобладал традиционный тенгризм, ни в городах, где всемогущим являлось мусульманское купечество, не получил широкого распространения.
Сохранилось письмо хазарского кагана, написанное на древнееврейском языке в 60-х годах Х века и адресованное сановнику кордовского халифа Абдурахмана еврею Шафруту ибн-Хасдаю, который упорно интересовался состоянием дел в «иудейском» государстве.
«Я живу у реки Итил... – писал в ответ каган, – у этой реки расположены многочисленные народы: буртас, булгар, сувар, арису, цирмис (марийцы. – AM), славиюн...» По его словам, они живут на открытой местности в укрепленных стенами городах. «Все они мне служат и платят мне дань...» – продолжает он. Именно в недрах раннефеодального хазарского государства Казань из родоплеменного поселения постепенно превращается в укрепленное поселение городского типа.
В различных районах огромного Хазарского государства от Крыма на западе и до границ Хорезма на востоке, от Северного Кавказа на юге и до бескрайних лесов Средней полосы появляются многочисленные белокаменные городища и поселения. Для лесостепной полосы типичны группы поселений, сосредоточенных вокруг городищ. Городища представляли собой крепости на высоких прибрежных мысах. Обычно они сооружались на местах более ранних поселений или городищ.
Каган Иосиф приводит в письме названия некоторых городов. Хотя установить их местонахождение или сопоставлять с названиями современных городов довольно сложно, но имеются среди перечисленных и знакомые имена – Керц как Керчь в Крыму, ранняя столица хазар Семендер на Кавказе, Саркел на Дону, а также Алу-биха, то есть Елабужское городище. Упоминание Елабуги (по-татарски Алабуга), видимо, не случайно. Если важный торговый путь по Волге охраняла Казань, то таким форпостом по Каме являлась Елабуга. Они как бы друг друга дополняли. Елабуга служила местом обитания, как и Казань, древних ананьинцев (VIII–III века до нашей эры). Судя по обнаруженному культурному слою и многочисленным находкам, здесь более интенсивно жизнь начинается во время обитания именьковцев (IV–VII века нашей эры), то есть в хазарский период. Родственные булгарам и впоследствии растворившиеся среди них именьковцы были письменным народом, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на художественно выполненных сосудах из драгоценных металлов VI–VIII веков, обнаруженных только в Поволжье и Приуралье. Именьковцы, говоря в общих чертах, жили от Правобережья Камы в районе Казани до Кара-Итиля в районе Уфы и до Жигулей на Волге. Некоторые достаточно крупные именьковские поселения VI–VIII веков, такие, например, как Щербетское на Волге с мощным культурным слоем и бронзолитейными мастерскими, где изготавливались слитки – металлические деньги, напоминают уже настоящие раннефеодальные города. |