По итогам года общественный транспорт Казани перевез 226,3 млн пассажиров. Это на 2% меньше, чем по итогам 2023 года, когда было перевезено 231,3 млн человек. Показатель уменьшился из-за банкротства частных перевозчиков, а также нехватки водителей и кондукторов (712 сотрудников). Такие данные на итоговом отчете у мэра Казани Ильсура Метшина привел председатель комитета по транспорту Алексей Сидоров.
В 2024 году казанцы чаще всего пользовались автобусами, которые перевезли 145,7 млн пассажиров, или 64%. На втором месте по популярности метро, услугами которого воспользовались 39 млн человек (18%). Еще 25 млн пассажиров (11%) перевезли троллейбусы и 16 млн (7%) – трамваи. Таким образом, в среднем ежедневно общественным транспортом Казани пользуется 620 тыс. пассажиров.
Метрополитеном воспользовались на 4,1 млн пассажиров больше, чем в прошлом году. Показатели в трамваях и троллейбусах остались на уровне прошлого года. Количество перевезенных в автобусах сократилось на 9 млн пассажиров.
Причина сокращения перевозок в автобусе – дефицит кадров: на сегодня предприятиям отрасли требуется 325 водителей (дефицит 21% от плановой численности) и 387 кондукторов (дефицит 35%). А также уход в прошлом году с рынка перевозок четырех частных компаний. Всего за последние пять лет с рынка автобусных перевозок из-за банкротства ушло восемь компаний. Все их маршруты были переданы на обслуживание «ПАТП №2».
Также в прошлом году было перевезено 71,8 млн пассажиров, относящихся к льготной категории. Напомним, сейчас республика Татарстан доплачивает за каждую поездку льготника до 33 рублей при стоимости билета в 43 рубля. Таким образом, 10 рублей из стоимости билета остаются некомпенсированными.
В качестве антикризисной меры комитет был вынужден внести изменения в схемы движения десяти автобусов. Два автобусных маршрута были отменены. Выпуск подвижного состава сократился на 63 единицы.
Сегодня транспортную сеть города обслуживают семь перевозчиков – два муниципальных унитарных предприятия (МУП «Метроэлектротранс» и МУП «ПАТП №2») и пять частных перевозчиков.
Алексей Сидоров напомнил, что в прошлом году город приобрел 127 новых автобусов (еще 30 ожидается в текущем году) и 39 троллейбусов последнего поколения МАЗ. Масштабно обновился подвижной состав в 2018 году к Чемпионату мира по футболу (242 автобуса, 20 трамваев). Сегодня подвижной состав общественного транспорта Казани является одним из самых молодых в России. Средний возраст автобусного парка города составляет 5,9 лет (в целом по стране – 14,6); троллейбусов - 7,8 (по РФ около 15 лет); трамваев - 7,5 (по РФ около 25 лет).
Напомним, на сегодня транспортная сеть города включает 54 автобусных маршрута, на которых эксплуатируется порядка 608 единиц транспорта, 10 троллейбусных маршрутов на 136 единиц; 9 трамвайных маршрутов на 87 единиц, одна линия метрополитена с 11 станциями на 15 составов (51 вагон). (12+)
KZN.RU от 28.01.25
|