17.04.05В фокусе - жизнь | Сергей СЕМЕРКИН
Лев, бредущий по пустыни против ветра, мужичонка в ушанке, погоняющий свою Савраску кнутом, юная коронованная особа, неведомый гуманоид, пингвины… что их всех объединяет?
Все эти яркие и неповторимые моменты жизни на нашей планете запечатлены фотографами журнала National Geographic. С 15 по 17 апреля на "Казанской ярмарке" проходит выставка "Туризм. Отдых. Спорт". Она довольно пестрая, но по сравнению с фотоработами, представленными на экспозиции National Geographic, все остальное как-то блекнет. Единственное, о чем я пожалел, глядя на эти фотоработы: почему их всего сто, а не тысяча?
Ну где еще можно увидеть фотографа, разгуливающего рядом с извергающим лаву вулканом, или закованных в колодки людей, ждущих приговора, или жителя пустыни в ритуальных шрамах, или завораживающий океанский прибой… Есть кадры комичные: обезьянка ищет блох у соседки, упрямый ослик не хочет вести на своем горбу телевизор. Есть кадры трагические: забой китов, дети инвалиды… В общем, на выставке National Geographic представлена жизнь на планете Земля без прикрас.
Некоторые насекомые и обитатели глубин кажутся нам на снимках фантастическими созданиями, пришедшими к нам из другого мира, - настолько краски их ярки и облик необычен. И тем не менее перед нами наши соседи по планете, просто снятые в неожиданном ракурсе.
Мы поинтересовались у редактора National Geographic в России Александра Аболица:
- Как происходил отбор фотографий для этой выставки?
- В сотню лучших фотографий вошли работы, признанные лучшими за последние полвека. Здесь вы можете увидеть и покорителя Эвереста 50-х годов, и кадры недавних событий. Для Национального географического общества работает множество фотографов, которые снимают по всему миру. Для подготовки одного материала в журнале National Geographic расходуется около 300 пленок, то есть около 10 000 кадров, из них печатается 30-40. Так что даже технически компетентному жюри было сложно выбрать из огромного количества всего 100 лучших работ.
- Что отличает фотографии в журнале National Geographic?
- Три компонента обязательно должны присутствовать: высочайшее профессиональное мастерство фотографа, компетентность его в том предмете, который он снимает. Если вы заметили, то под фотографиями нет подписей, это не потому, что мы не знаем, что и где было снято, просто под каждой из них можно поместить объемную статью. И третье - это категорическая натуральность. Среди работ National Geographic нет постановочных или обработанных кадров, нет трансформированных на компьютерах. Естественно, например, при съемках извлеченного археологами захоронения подбиралось освещение, ракурс и прочее, но эффекты не добавлялись. По каждому кадру можно говорить долго, большинство из них невоспроизводимы. Вот вид на Красную площадь из окон гостиницы Москва.
- Которой уже нет…
- Совершенно верно, ее снесли. Есть события невоспроизводимые к счастью. Вот кадр, на котором показана массовая сцена разделки китов в одном из фьордов Скандинавии. Настоящее море крови. Сейчас добыча китов строго ограничена и разрешена только коренным народностям, и подобную сцену увидеть уже нельзя.
- Значит, любимый многими Photoshop в этих работах не применялся?
- Не только Photoshop, но и другие подобные программы. Понимаете, когда мы печатаем в журнале, мы иногда просим разрешения на операцию, которая считается довольно расхожей – флип (зеркальный переворот фотографии, для более правильного психологического эффекта). Но даже такое элементарное преобразование запрещено. Не говоря уж о том, чтобы что-то или кого-то в кадре убрать или добавить. Принцип National Geographic: достоверность и еще раз достоверность.
- А, глядя вот на эту фотографию самолета, я, честно говоря, подумал, что там добавлены компьютерные эффекты, уж больно фантастически яркая картина получилась.
- Нет. Здесь фишка вот в чем. Камера была установлена на хвосте самолета, и за счет чуть затянутой выдержки и большой скорости аэробуса удалось добиться подобных ярких линий. На самом деле это посадочные огни аэродрома.
- Вопрос, который не могу не задать, планируются ли приезд фотографов вашего журнала на 1000-летие Казани?
- Экспедиции фотографов National Geographic – к сожалению или к счастью – готовится заранее. Как я уже говорил, фотографы делают много кадров и работают не один день, командировки занимают до двух месяцев. Материалы, которые вы видите в журнале, готовят совместно журналисты и фотографы. Пока я не слышал, чтобы приглашение на 1000-летие Казани приходило в Вашингтон (там находится головной офис журнала). Другое дело, что наш журнал не сильно событийной. Если в Казани без всякого тысячелетия произойдет интересный в этнографическом, историческом, культурном плане эпизод, то у него шансов войти в National Geographic отнюдь не меньше, чем у роскошного празднества. Юбилей – это так или иначе постановочное событие.
Ну что ж, как говорится, поживем – увидим. Посетить выставку "100 лучших фотографий National Geographic" на "Казанской ярмарке" в ближайшие два дня я настоятельно рекомендую всем. Но если у вас неотложные дела (или просто лень), то можно наслаждаться видами дикой природы и дома… по телевизору на канале National Geographic. Правда, для этого нужно быть подключенным к ТВТ. |