Есть маленькая проблема, о которой упоминает «Рубин», — права на название сейчас клубу не принадлежат. Но, вероятно, выход будет найден. За примерами далеко ходить не надо: с недавних пор «Рубин» начал за хорошие деньги продавать VIP-ложи на свои матчи (раньше стадион продавал их сам, напрямую). Возможно, что и здесь будет та же схема: футбольный клуб арендует у «Казань Арены» право на продажу имени, а далее по цепочке продаст его ТАИФу за совсем другие суммы. Это позволит показать УЕФА солидную прибыль в ведомости.
По схожей модели работает, например, «Манчестер Сити». Стадион принадлежит городу, клуб его арендовал и продал название авиакомпании «Этихад». Компания заплатила за это 400 млн фунтов стерлингов и помогла клубу закрыть все вопросы по fair play. Теперь «Сити» как тратил, так и тратит миллионы на трансферы.
В российский футбол моду на нейминг арен привнес московский «Спартак». В 2014 году красно-белые продали имя своего стадиона еще до ввода объекта в эксплуатацию. Теперь на фасаде одного из лучших стадионов страны установлена рекламная вывеска вполне благополучного на тот момент банка «Открытие». Эмблема банка появилась и на игровой форме спартаковцев. Согласно контракту между клубом и компанией красно-белые за 6 лет выручат порядка 1,28 млрд рублей.
«Эта сделка чрезвычайно важна для клуба, особенно в свете политики финансового fair play, которую с недавних пор твердо проводит УЕФА. В этой связи наличие собственного стадиона с прилегающей к нему инфраструктурой служит краеугольным камнем для воплощения идеи финансового fair play в жизнь», — прокомментировал эту сделку владелец «Спартака» и акционер «Открытия» Леонид Федун.
Кроме того, права на имя своего стадиона сумели продать такие клубы, как «Локомотив» — «РЖД Арена», ЦСКА — «ВЭБ Арена», старый стадион екатеринбургского «Урала» носит название «СКБ-Банк Арена». Еще один российский пример — «ВТБ Арена». Правда, спортивный комплекс на месте стадиона «Динамо» в Москве, собственно, группа ВТБ и строит.
Что касается самого дорогого стадиона России «Санкт-Петербург Арена», то его владельцы все еще не заключили подобного контракта. Но президент РФС и вице-премьер РФ Виталий Мутко заявил, что вопрос в проработке: «Название стадиона на чемпионат мира — „Санкт-Петербург Арена“. После этого „Зенит“ будет либо давать свое название, либо, как сейчас модно, продавать название. Покупатель есть, одна компания уже готова», — сказал функционер. Уж не «Газпром» ли это?
Заметим, что болельщикам обычно, мягко говоря, не нравится подобная практика. Они, несомненно, хотели бы, чтобы название стадиона ассоциировалось с клубом. Но что делать? Похожие ситуации возникали и при продаже названий стадионов в Англии.
КТО ЕЩЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА НАЗВАНИИ СТАДИОНА?
В мировой практике трюк по продаже названия стадиона впервые провернули в 1971 году за океаном. Команда по американскому футболу «Нью-Ингленд Пэтриотс» играла на стадионе, носившем название крупного пивного бренда Schaefer. Тогда «хмельные» магнаты платили лишь по $15 тыс. на протяжении 10 лет. Смешная сумма по сегодняшним меркам.
В конце 90-х мода прокатилась по Европе. Особенно продавать название полюбили прагматичные англичане. Причем названия арен продают не только гранды британского футбола, но и такие скромные клубы, как «Борнмут», «Болтон», «Ковентри» «Бостон Юнайтед» и многие другие. К 2013 году более 30 спортивных сооружений Туманного Альбиона передали рекламодателям права на названия своих арен.
На рынке нейминга активно играют и в Германии. Наиболее выгодный контракт выбил самый титулованный клуб страны — мюнхенская «Бавария». Права на название нового стадиона «Альянц Арена», открытого в 2006 году, за 110 млн евро приобрела немецкая страховая компания Allianz. Срок контракта — 30 лет.
Домашний стадион турецкого «Галатасарая» «Тюрк Телеком Арена», открытый в 2011 году, также носит имя коммерческого партнера клуба. Соглашение с телекоммуникационным гигантом было подписано на 10 лет за $100,5 миллиона. Впрочем, на этом «Галатасарай» не остановился. По такому же принципу клуб переименовал две трибуны — северную и восточную. |