02.05.17Казани рассказали об арт-рынке | Елена ЧЕРЕМНЫХ
В центре современной культуры «Смена» в рамках организованного совместно с «БИЗНЕС Online» лектория «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст» состоялась встреча с арт-обозревателем, педагогом Московской школы RWA Анной Арутюновой. Разговору на тему «Арт-рынок как часть художественного процесса. Структура. Контекст. Творчество», на взгляд обозревателя Елены Черемных, не хватило учета специфики казанской аудитории.
«СМЕНА» И СОВРЕМЕННОЕ АРТ-ОБРАЗОВАНИЕ
Среди посетителей лекции было много людей молодых, студенческого возраста и, судя по пост-лекционным вопросам, с не очень внятными представлениями об арт-рынке. Тем приятнее констатировать, что в Казани есть и работает точка просветительского — пусть и с налетом неофитства — информирования о современном искусстве. В «Смену» в который раз приехал столичный специалист, который в течение пары часов делился профессиональными наблюдениями и опытом в пока еще далеком от местных реалий вопросе.
Знать устройство арт-рынка вообще-то надо везде, причем вне зависимости от продвинутости или отсталости местной культурной ситуации. Людей надо учить отличиям современного искусства от ширпотреба. И, конечно, важно вырабатывать критерии, которые со временем, возможно, поспособствуют более менее осмысленному взаимодействию с современным искусством, в частности, в столице Татарстана. Собственно, лекция Анны Арутюновой была о том, какими путями художественное произведение обретает потребителя и какую цепочку отношений надо выстроить, чтобы это произошло.
Арутюнова — автор книги «Арт-рынок в ХХI веке: пространство художественного эксперимента (издательство Высшей школы экономики, 2015)». После исторического факультета и аспирантуры МГУ повышала квалификацию на международных курсах кураторов при фондах биеннале Кванджу (Южная Корея), летней школы V-A-C (Москва). В 2010 - 2014 годах работала обозревателем пятничного приложения газеты «Ведомости», до этого — автором портала Opensnace. ru, а еще раньше публиковалась в журнале об искусстве и рынке Art+Auction Russia. Как минимум это означает владение культурой текста. Как максимум — квалификацию знатока арт-бизнеса.
ИЗ БИЗНЕС-ШКОЛЫ RWA
В настоящее время Арутюнова — штатный педагог факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Московской бизнес-школы RMA. Аббревиатура RMA — Rainbow Music Agency — всего лишь остаток прежней специализации музыкально-продюсерского агентства, на базе которого в 2000 году возникла школа, семнадцатый год выпускающая менеджеров музыкального, спортивного, интернет-технологического и ресторанного направлений. Арт-факультетом школа обзавелась не сразу. Собственно, и сейчас ее основатель и бессменный директор Кирилл Кулаков не скрывает, что никогда этот факультет на рассматривал в качестве ключевого из-за специфичности и немассовости арт-рынка как такового.
Тем не менее среди преподавателей его школы в данном разделе фигурируют фактически все персонажи, связанные с современным искусством России и представительствующие от его имени на зарубежных форумах— начиная от старейшей в Европе Венецианской биеннале и заканчивая самой представительной в мире ярмаркой современного искусства Art Basel: это кураторы Иосиф Бакштейн и Виктор Мизиано, архитектор Юрий Аввакумов, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, искусствовед Андрей Ерофеев и много кто еще. Впрочем, речь на лекции шла не о них.
ЧТО СБЛИЖАЕТ ПОЛЯ ГОГЕНА С ДЭМИЕНОМ ХЕРСТОМ?
Равен ли рынок искусства рынку ценных бумаг, как это было принято считать сравнительно недавно? Что отличает художника, создающего произведения искусства, от финансиста, создающего денежные ценности? Как формируется цена на произведение искусства? Чем выгодна инвестиция в произведение искусства? Каковы необходимые условия для выхода художника на покупателя? Наконец, кто есть потенциальный покупатель современного искусства и кто те люди и структуры, которые обеспечивают связь художника с ним? |