26.10.16«Лично президент курирует этот проект»: КАИ все-таки начал переброску Ту-144 |
Что дальше? «Вообще, задача-максимум — реализовать внутри интерактивный музей авиации и сделать самолет туристическим местом, — говорит проректор. — И в городском архитектурном плане проект будет смотреться очень хорошо». Михайлов дал понять, что руководство КНИТУ-КАИ не теряет оптимизма и сегодня, после смены главы федерального минобраза. Упор — на воспитательное значение дела. «Ту-144 — уникальный памятник технологий ХХ века, которые и сегодня не все могут воспроизвести и которые, возможно, еще предстоит воспроизводить на некоем новом витке в XXI веке для создания пассажирских сверхзвуковых самолетов, — эмоционально рассказывает проректор. — Это символ того, что мы не потеряли отношения к высоким технологиям. Худо-бедно, тяжело, без денег, но все равно продвигаемся».
СРОК ПОСТАВЛЕН — ДО СЕРЕДИНЫ НОЯБРЯ
Ту-144 наряду с британо-французским «Конкордом» — один из двух сверхзвуковых лайнеров, которые использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Первый полет машины состоялся 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше, чем у его европейского коллеги. Сегодня советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 — экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году «из-под ножа» спас клуб героев города Жуковского и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 - 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском (предположительно, эксперименты на нем продолжат, а потому машину поддерживают в летном состоянии). Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины — учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.
Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он взлетел 20 августа 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука). В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском борт 77107, который собирались утилизировать. И он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу многих его агрегатов. Самолет прилетел в Казань «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода.
С тех пор самолет изрядно обветшал. Деньги на его содержание выделялись по остаточному принципу, но и тех давно не было. И вот у лайнера впереди новая жизнь. Жаль только, что памятник потеряет в своей аутентичности. С самолета снимут двигатели (их четыре), которые находятся в очень хорошем состоянии. Не исключено, что деньги от их продажи пустят на создание музея. Михайлов не стал обсуждать этот момент, но подчеркнул, что, «надо собрать по миру ресурсы, чтобы восстановить самолет — один КАИ не справится». Но частично Михайлов подтвердил эти предположения: по его словам, один двигатель планируется оставить в университете как учебное пособие.
В ближайшие дни с самолета должны снять двигатели и крылья. А перевезти гиганта должны до середины ноября.
"БИЗНЕC Online" от 21.10.16 |