26.10.16«Лично президент курирует этот проект»: КАИ все-таки начал переброску Ту-144 | Тимур ЛАТЫПОВ, Наталья ГОЛОБУРДОВА
«Это символ того, что мы не потеряли отношения к высоким технологиям», — говорят в КНИТУ-КАИ о красавце Ту-144, который после трех лет подготовки начал путь от одного здания вуза (на улице Дементьева) до другого (на улице Четаева). Для провоза по городу 60-тонной махины длиной в 60 м и высотой больше 7 м потребуется временная остановка троллейбусов и нетривиальные решения, но результат того стоит — такой машиной может гордиться любой авиамузей мира.
КАК 60-ТОННОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕПРЫГНУТЬ ЧЕРЕЗ 6-МЕТРОВУЮ ЭСТАКАДУ
Перебазирование 93-тонного «учебного пособия» Ту-144 начал в среду КНИТУ-КАИ. Сегодня самолет находится возле 6-го здания университета (улица Дементьева, 2а), новое место прописки — 2-й корпус вуза на улице Четаева, 18. Перед перевозкой от 93-тонной махины отстыкуют крылья, киль, двигатели, шасси. Но и тогда корпус будет весить примерно 60 т (при длине в 60 метров). В среду была выполнена стартовая операция — съем и переброска подвижной части носа. Сегодня он лежит возле 2-го «дома» КНИТУ-КАИ, там, где уже начали делать основание под будущий музей авиации.
«Долго мы к этому готовились, самым сложным было найти конструкторскую документацию, — рассказал проректор КНИТУ-КАИ по научной работе Сергей Михайлов. — Сложнейшая операция, без преувеличения, российского масштаба! А перевозка первого агрегата — своего рода момент истины для нас». Ответственность распределена между КНИТУ-КАИ, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом. Авиазавод разбирает, грузит и собирает самолет, вуз помогает авиастроителям и готовит новую площадку для Ту, а институт подготовил проект установки и продумал схему перевозки. «При выбранном маршруте много съема троллейбусных линий электропередачи, средств обеспечения безопасности ГИБДД, — отмечает Михайлов. — Крайне непростая, обременительная задача для служб города. Но мы пытаемся минимизировать неудобства. Основная задача — провезти по улице Миля, чтобы сократить эти съемы. Но возникает другая проблема — эстакада, по которой проходит все электроснабжение авиазавода. Поэтому надо либо тащить под эстакадой (но она высотой 6 метров, а фюзеляж даже без киля — больше 7), либо... Сейчас готовим письмо на «Оргсинтез», у которого есть сверхтяжелые подъемные краны — на 150 и 600 тонн. Думаем «перекинуть» фюзеляж через эстакаду — так проще... Далее — по мосту, где авторынок, ближайший уход налево, на улицу Адоратского, переезд через проспект Ямашева, переход на кольцо у «Казань Арены» и через Чистопольскую заезд в «КАИ-Град». Скорость движения платформы — 3 - 5 км/ч».
7 МЛН. — ТОЛЬКО НА ПОКРАСКУ
«На перевозку и транспортные расходы правительство Татарстана выделило ресурсы, они переведены в Гипронииавиапром, — рассказал Михайлов. — Лично президент курирует этот проект». Конкретную сумму проректор не назвал, но ранее ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов говорил о 3 млн. рублей. «Денег, может быть, не хватит», — осторожно отметил Михайлов. Следующая задача, по его словам, найти деньги на покраску: «Это сложнейшая операция! На открытом пространстве покрасить такие площади... Будем просить средства или помощь у Объединенной авиастроительной корпорации, потому что на покраску надо минимум миллионов 7».
На портале госзакупок — три тендера, касающихся переезда «Тушки». В первом речь идет о выполнении работ по подготовке площадки на улице Дементьева. Эти работы поручено было выполнить ООО «Теплоника-М» за 425 тыс. рублей. За 15 дней подрядчику нужно в одном месте разобрать, а в другом построить дорогу из сборных железобетонных плит, демонтировать ограждающие конструкций стен, произвести разборку грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев и прочие работы. Второй тендер касается выполнения работ по подготовке новой площадки. То же ООО «Теплоника-М» должно выполнить там демонтаж и монтаж ограждающих конструкций, демонтаж опор, разборку грунта, засыпку траншей, а также перевозку 13,6 т груза 1-го класса на расстояние до 15 км и некоторые другие виды работ. Стоимость — 360 тыс. рублей. Самый крупный тендер касается работ по строительству фундамента для установки самолета. ООО «Теплоника-М» построит его за 3,9 млн.рублей. |