30.09.16Первые «умные» весы в РТ начнут охоту на трассе М7 | Елена КОЛЕБАКИНА, Наталья ГОЛОБУРДОВА, Иван СКРЯБИН
Уже до конца этого года в РТ может заработать первая автоматическая система взвешивания грузовиков, «закатанная» в дорожное полотно. Пока федеральный центр не решил, кто будет оплачивать проект, предусматривающий появление на трассах страны почти 400 таких комплексов ценой до 50 млн. рублей каждый. Власти уверяют, что заботятся о безопасности движения, но перевозчики настроены скептически и сомневаются в честности взвешивания.
«С РЕГИОНОМ И ПРЕЗИДЕНТОМ ЕСТЬ ПОЛНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ»
О том, что дороги Татарстана оборудуют автоматическими системами весогабаритного контроля, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал директор Росдормониторинга Константин Угаров. Один из таких пунктов уже установлен на трассе М7 возле Казани и может заработать до конца этого года и — совершенно точно — к марту следующего. В ближайшие два года федеральные трассы республики снабдят еще тремя такими «умными» весами. При этом власти РТ также намерены внедрять сию новацию и на дорогах, что называется, местного подчинения. «Плюс регион ставит в следующем году 5 и потом еще 5, итого будет 10 комплексов на региональных дорогах. Плюс они развивают так называемые „передвижки“. С регионом и президентом есть полная договоренность, и я общался с начальником ГИБДД», — сообщил нам Угаров.
О чем идет речь? Российское законодательство устанавливает для перемещающихся по стране грузовиков ограничение по массе — до 44 тонн. За превышение более чем на 2% пойманных с поличным грузоотправителей Ространснадзор штрафует на сумму от 150 до 500 тыс. рублей. При этом многим нарушителям удается уйти от наказания, утверждает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Ведь сейчас сотрудники ГИБДД выборочно «взвешивают» большегрузы на специальных постах — а это значит, что далеко не каждый автомобиль проходит проверку. Да и пресловутого человеческого фактора никто не отменял: профильные форумы пестрят сообщениями о том, как понятливым водителям удается «договориться» с инспекторами.
Сегодня стационарный пост работает по следующему принципу: машина заезжает на планку для взвешивания, где есть видеокамера и светофор, при нарушении загорается красный свет. В случае превышения веса машина проезжает на контрольное взвешивание в состоянии покоя. При подтверждении данных выписывается штраф (пункты оплаты есть, например, в ГИБДД МВД на Оренбургском тракте или в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» по улице Шуртыгина), машину отправляют на штрафстоянку, а незадачливый водитель может задержаться в пути на неопределенное время. Задержка, бывает, доходит до двух-трех дней: как нам пояснили инспекторы, это время чаще всего уходит на согласование водителем оплаты штрафа с начальством).
Новая система должна делегировать эти полномочия неподкупной и бдительной электронике, которой уже не понадобится присутствие сотрудника ГИБДД, представителей Росавтодора или Ространснадзора. Пока что в мониторинговом режиме на федеральных трассах страны работают 23 автоматические системы, и первые успехи налицо — пусть пока они и не оформились в реальные штрафные санкции. «С начала 2016 года Росавтодором зафиксировано свыше 1 миллиона нарушений весовых параметров большегрузами на федеральных трассах. Ежемесячно мы фиксируем около 150 тысяч нарушений весогабаритных параметров грузовых автомобилей. Сегодня каждый третий грузовик нарушает норматив по массе. В среднем перегруз превышает нормативные параметры на 30 процентов. За год такие грузовики „привозят“ ущерб государству на миллиарды рублей», — рассказал Старовойт накануне на пресс-конференции в ТАСС. Если же верить данным Росдормониторинга, ежегодный ущерб дорогам от фур со сверхнормативным весом измеряется астрономической суммой — 2,6 трлн. рублей. Больше, чем на 1 сентября составлял резервный фонд РФ!
387 КОМПЛЕКСОВ ПОЯВЯТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ
В пилотном режиме новоявленное «государево око» заработает с 1 октября 2016 года. Впрочем, пока что Татарстана это не коснется. Для эксперимента выбраны маршруты Москва — Вологда (399 км), Вологда — Архангельск (530 км) и Вологда — Санкт-Петербург (114 км), на которых установлены пока что три комплекса. По словам Старовойта, именно на этих трассах фиксируется наибольшее количество нарушений по весогабаритным параметрам. В качестве примера он привел случаи на трассе М8 в Архангельской области, где некий грузовик с начала года проехал 104 раза со средним превышением массы на 56%. И если бы автоматическая система весогабаритного контроля уже была запущена официально, то потенциально могла бы только эту машину «обложить данью» в размере 51,5 млн. рублей (довольно любопытную подборку подобных примеров можно посмотреть здесь). «В случае успешного внедрения „умных“ весов география внедрения системы будет расширена еще на несколько субъектов», — пообещал Старовойт. |