А. Габрелянов о будущем печатных СМИ: «Я ни у кого не вижу мотивации покупать бумагу» | Артем Кузнецов
Экс-главный по видео рассказал про битву за интернет и про то, как «Фейсбук» при помощи котов уничтожает медиаимперии.
В Казани с лекцией выступил бывший глава телеканала LifeNews, сын медиамагната Арама Габрелянова Ашот. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на выступлении неоднозначного медиагероя, ныне развивающего свой проект в США, и услышал о знакомой Татарстану теме умирающих печатных СМИ, обидах LifeNews на «Яндекс» и дружбе Габрелянова с Павлом Дуровым.
МАТЕМАТИК СРЕДИ ГУМАНИТАРИЕВ
Своеобразные инь и ян вчера сложились в резиденции креативных индустрий «Штаб». Несколько месяцев назад на том же месте в столице Татарстана с лекцией выступал издатель «Медузы», одного из самых известных — так называемых либеральных — СМИ Илья Красильщик. Теперь очередь дошла до не менее известного в медиасреде Ашота Габрелянова.
27-летний потомственный журналист (его отец, Арам Габрелянов, председатель совета директоров медиахолдинга «Ньюс Медиа») ныне работает в США, где развивает свой собственный проект по покупке и продаже пользовательских видеороликов, но известен он в первую очередь благодаря своей работе на телеканале LifeNews (принадлежит холдингу Габрелянова-старшего) в должности гендиректора. Телеканал (собственно, как и веб-версию) неоднократно упрекали в однобокой подаче новостей, частой необъективности. Вместе с этим новости LifeNews были одними из наиболее оперативных в стране.
Послушать бывшего «главного по видео» собралось внушительное количество человек. Меньше, чем, к примеру, на лекции того же Красильщика, но и свободных мест не наблюдалось. Примечательно, что среди слушателей едва ли не четверть составляли журналисты казанских изданий, которые, как сами признавались, «пришли просто послушать». «Без галстуков» можно было заметить и представителей пресс-служб — министерства по делам молодежи и спорту РТ и мэрии Казани. Сложно было не заметить в толпе хипстеров и заместителя руководителя пресс-службы президента республики Лаззата Хайдарова — как всегда сияющего и в костюме.
Сам герой вечера появился с небольшим опозданием, в простенькой футболочке и — что особенно удивительно в наше время — без смартфона в руках. С первых минут его получасового выступления (лекция называлась «Битва за интернет. Как Facebook при помощи котов уничтожает медиаимперии») не покидало чувство того, что Габрелянов выступает в качестве преподавателя высшей математики на гуманитарном факультете. Без малого 15 минут ушло у него на рассказ о том, как интернет прогрессировал от так называемого Web1.0, где балом правила каталоговая верстка, до Web2.0, основанного на пользовательском контенте. Для чего-то перечислил Габрелянов и все основные социальные сети, такие как «Фейсбук» или «Инстаграм» (а во время сессии вопросов даже спросил у зала, знают ли его слушатели о таком приложении, как Snapchat), будто об их существовании в Татарстане никто не знает. Резюмируя первую часть своей лекции, Габрелянов провел по принципу «не навреди», то есть ничего нового не рассказал. Произнести «Вау» после его инфографики, взятой с общедоступных источников, совсем не хотелось.
«НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ — ЛЮДИ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ ЧИТАЮТ ГАЗЕТЫ»
Впрочем, интересные фрагменты в выступлении медиаперсоны, несмотря на сонный лейтмотив, все же были. Объемный спич о главном агрегаторе пользовательского контента всей планеты — BuzzFeed — закончился неожиданным сопоставлением последнего с легендарной американской общественно-политической газетой The New York Times.
«Это было одно из лидирующих изданий в Америке, производило классный контент. И пока не было социальных сетей, они получали деньги только за рекламу. Они могли обеспечить хорошую зарплату — около 15 тысяч долларов. Я не скажу, что это много, в Нью Йорке получают и значительно больше. Они могли проводить классные расследования — на 50 тысяч знаков. И тут приходит BuzzFeed, который делает котов и собирает миллионы просмотров, нанимает 10 человек, которые получают значительно меньше», — рассказал Габрелянов. |