26.12.15Энгель Фаттахов приступил к чисткам педагогов | Елена ФАДЕЕВА
В некоторых районах РТ 85% учителей — с высшей и первой категориями, а школы все равно плетутся в хвосте, сокрушался на пресс-конференции глава минобрнауки РТ Энгель Фаттахов. Впрочем, это не только жалобы — систему аттестации педагогов решено сделать свирепой. Плюс Рустам Минниханов дал добро на целевую подготовку отборных учителей. «Подопытные» будут получать 15 тыс. стипендии, а если откажутся идти по назначению, то вернут ее в 5-кратном размере.
ОТВЕТСТВЕННЫХ РАСКИДАЛИ ПО ЗОНАМ
На итоговой пресс-конференции министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов для начала напомнил, что уходящий год стал последним в реализации пятилетней стратегии образования «Килэчек» («Будущее»), на которую Татарстан ежегодно выделял 1,9 млрд. рублей. Программы, что были реализованы в рамках стратегии, помогли серьезно улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Напомнил министр и о трехлетней совместной с федеральным центром программе по строительству детских садов: всего за 3 года в РТ было построено 156 садиков, введено 35 тыс. мест, и к 1 сентября в РТ не должно остаться ни одного ребенка старше трех лет, не охваченного дошкольным образованием. А с 2016-го в стране стартует новая, рассчитанная до 2020 года программа по строительству школ. Федеральное отраслевое ведомство уже заявило о том, что в 2016-м выделит на нее 50 млрд. рублей. Какая часть из этих денег перепадет Татарстану (программа будет действовать на условиях финансирования федерального и республиканского бюджетов), пока неизвестно, но, как заверил Фаттахов, первый транш должен поступить уже в январе, тогда и будет определен перечень школ, которые надо построить (отметим, уже к сентябрю 2016-го).
Казалось бы, все у нас замечательно: и федеральные программы действуют, и республиканские, — вот только качество образования все же не на таком высоком уровне, как хотелось бы. На местах оно зависит от «триады» «начальник отдела образования — директор школы — методический корпус», напомнил Фаттахов. Ранее министерство почти не имело рычагов воздействия на товарищей на местах, ведь «триады» находятся в муниципальном ведении. Все изменилось, когда вопросы образования вошли в поле зрения совета безопасности РТ. «Совет безопасности передал нам рычаги, которых у нас не было, и мы «пропустили» через себя всех глав, всех начальников образования», — рассказал Фаттахов, сообщив, что по результатам жесткого мониторинга деятельности с 15 начальниками на местах пришлось расстаться. Районные руководители в образовательной сфере были рассортированы по виртуальным «зонам»: «отличники» попали в зеленую, «хорошисты» — в желтую, а отстающих поместили в красный сектор. Но такая «сортировка» не самоцель: главной задачей было определить, почему допускаются промахи в работе у отстающих и помочь их ликвидировать с помощью тех же обучающих программ, стажировок, методической поддержки. К слову, с методистами в образовании тоже дела обстояли не очень: «Почему у нас были проблемы в методическом кластере? — задался вопросом министр. — Низкая заработная плата, причем в этой системе работали или пенсионеры, или те учителя, что не могли работать в школе». Чтобы преломить ситуацию, решили материально заинтересовать специалистов через систему грантов, на которую выделили 60 млн. рублей.
Говорил министр и об учителях, в частности, об итогах аттестации: «В некоторых районах учителя с высшей и первой категорией составляют 80 - 85 процентов, а район — в числе отстающих. Но так не должно быть!» Поэтому ведомство решило изменить подход к определению качества самих педагогов: теперь им приходится подтверждать свой квалификационный уровень на тестовых экзаменах. И, увы, далеко не все они смогли выдержать испытание. Аналогичная ситуация и с ЕГЭ для учителей. «Много было критики в мой адрес по этому поводу, — напомнил министр, — но наша позиция такая: как может предметник готовить ученика, если сам получил всего 30 баллов! Есть у нас такие учителя. И эта информация не для меня, а для директоров школ. Эта оценка — содержательная часть знаний учителя». Между тем для многих высшая категория — предел карьерных мечтаний, а значит, как посетовал министр, теряется стимул для дальнейшего профессионального роста. Но и здесь у ведомства нашлось решение: «Хотим ввести две дополнительные категории: учитель-наставник и учитель-эксперт с соответствующей заработной платой», — обрадовал нацеленных на карьеру педагогов министр. |