16.07.15Чудеса от Сергея Когогина: продажи машин рухнули вдвое, а прибыль выросла в 15 раз |
Выплата процентов по займам и кредитам увеличилась на 461 млн. рублей до 994 млн. рублей. Для этого тоже есть объективные основания: в совокупности долго- и краткосрочные кредиты и займы завода по сравнению с аналогичной датой прошлого года потяжелели на 8,4 млрд. рублей до рекордных 26,7 млрд. рублей (впрочем, уже на конец прошлого года было 25,2 млрд. рублей).
Кардинально же финансовая картина выправилась только на этапе прочих статей. КАМАЗ получил положительное сальдо прочих расходов и доходов в размере 2,27 млрд. рублей в первом полугодии 2015 года против отрицательного сальдо 0,26 млрд. рублей в первом полугодии 2014 года. К сожалению, непосредственно в отчетности детали прочих доходов и расходов не уточняются, здесь могут быть «зашиты» и курсовые разницы, и реализация имущества, и госпомощь, но об этом чуть позже.
Одной из значительных статей прочих доходов КАМАЗа, как и говорит его финдиректор, могли стать компенсации расходов на обслуживание кредитов. Правительство РФ распространило на 2014 год госпрограмму субсидирования части процентной ставки (не более 0,9 ставки рефинансирования ЦБ) по кредитам и облигационным займам, привлеченным российскими автопроизводителями для реализации инвестпроектов. Всего на 2015 год на эти цели правительство РФ выделило 6,9 млрд. рублей, и ясно, что КАМАЗ — один из крупных получателей. Подчеркнем, что финансирования текущей деятельности эта программа не касается.
ФИНАНСОВЫЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ ДОПИНГИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
В то же время у автопроизводителей есть и другой механизм получения дешевых денег — привлечение кредитов под госгарантии. Так, группа «КАМАЗ» еще в конце прошлого года запланировала разместить под госгарантии облигации на общую сумму 35 млрд. рублей. Буквально 5 июня текущего года было зарегистрировано 9 облигационных выпусков: 4 выпуска по 5 млрд. рублей и 5 выпусков по 3 млрд. рублей, что дает нам как раз озвученный еще в 2014 году объем 35 млрд. рублей.
Напомним, что деньги челнинскому автогиганту нужны для масштабной инвестпрограммы стоимостью 60 - 80 млрд. рублей до 2020 года. В марте стало известно, что выкупить облигации предприятия может ВЭБ. Добавим, что предприятия могут получить в течение 2015 года госгарантии не только для привлечения заемных средств под инвестпроекты, но и для реструктуризации задолженности. Подчеркнем, что правительство в текущем кризисном периоде поддерживает КАМАЗ всесторонне.
Так, с января 2015 года в России была продлена программа обновления парка, действовавшая с сентября прошлого года. В 2014 году на нее было выделено 12,9 млрд. рублей, в этом — 15 млрд. рублей. Государство компенсирует производителям скидки, которые в зависимости от схемы сдачи старой машины (утилизация или trade-in) и типа транспортного средства могут доходить до 350 тыс. рублей.
Еще одна программа, которую правительство решило продолжить, — субсидирование закупок регионами газомоторной автомобильной техники: действие программы продлено на второй квартал (в первом квартале продолжились поставки по заявкам 2014 года). Она обойдется федеральному бюджету в 3 млрд. рублей и позволит дополнительно продать 1200 автобусов и техники для ЖКХ, по оценке минпромторга. Основные производители таких машин в России — группы «ГАЗ» и «КАМАЗ». |