Айдар Гузаиров: «В Казани десятки спортивных объектов и клубов, которые нуждаются в коммерциализации» | Александр АНДРЕЕВ
Осталось совсем немного времени до начала одного из самых главных спортивных событий года — чемпионата мира по водным видам спорта в Казани. В преддверии события заместитель генерального директора по развитию бизнеса группы компании ICL Айдар Гузаиров рассказал о том, как технологии позволяют сделать массовые спортивные мероприятия более зрелищными, удобными и безопасными, а также о том, как на этом могут заработать владельцы клубов и спортивных сооружений.
СПОРТ — ДВИГАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
— Айдар Фаилевич, в Татарстане много любителей спорта, много болельщиков ходят на стадионы и в дворцы спорта. Современные спортивные мероприятия предусматривают некий набор услуг для болельщиков, для спортивных журналистов, букмекеров, телевизионщиков, тренеров и т. д., который стал возможен только с развитием информационных технологий. Но мало кто представляет, как это устроено «изнутри». Не могли бы вы об этом немного рассказать?
— Я долгие годы ходил на матчи «Ак Барса», «Рубина», но особо не задумывался над тем, как все это реально работает. До тех пор, пока мы не начали работу по проекту Универсиады-2013. С удивлением для себя я обнаружил, что это огромный, огромный пласт IT-сферы. Например, я не знал, что спортивный хронометраж — это отдельная «вещь в себе», это рынок, который десятилетиями бурно развивается. На самом деле информационные технологии сейчас уже повсеместно используются на всех спортивных мероприятиях. Без них невозможно создать интересный и зрелищный медиаконтент, который будет востребован телеаудиторией. Не надо забывать, что спортивные мероприятия — это шоу-бизнес. Соответственно, телеканалы должны иметь желание этот медиаконтент купить, а рекламодатели должны иметь желание размещать внутри него свою рекламу.
С другой стороны, крупное спортивное событие такого уровня, как Универсиада, Олимпиада или чемпионат мира, — это мероприятие, в котором принимают участие десятки и даже сотни тысяч человек. В связи с этим остро стоят вопросы организации, безопасности, взаимодействия различных служб. Я не представляю, как эти задачи можно решить без информационных систем.
— Каждое новое крупное спортивное событие мирового уровня, такое как Олимпиада или чемпионат мира по футболу, традиционно использовалось как полигон для демонстрации передовых технологий...
— Да, если вспомнить историю, то первая межконтинентальная передача телевизионного сигнала при помощи спутника была организована в 1960 году на Олимпиаде в Риме. Тогда же для обработки информации стали использоваться компьютеры. В 1964 году соревнования токийской Олимпиады впервые транслировались в цветном телесигнале. Мюнхенская Олимпиада 1972 года стала настоящим прорывом в области информационных технологий. На ней была опробована в действии универсальная компьютеризованная система информационного обеспечения спортивных мероприятий фирмы Siemens. Она включала в себя главный сервер, занимающийся обработкой информации, разветвленную систему ввода и вывода информации и была установлена на спортивных сооружениях и в пресс-центрах. Созданная база данных хранила информацию об играх, данные о спортсменах, судьях и других участниках соревнований. Быстрое распространение информации через сеть терминалов оказало хорошую поддержку работе журналистов. Среди последних «фишек», которые впервые появились на массовых мероприятиях мирового масштаба, можно назвать чипированные футбольные мячи, телевидение высокой четкости и многое другое. Компании соревнуются в том, чем в следующий раз удивить зрителей. |