16.07.15Советский «Конкорд» «приземлится» на Кварталах за 33 млн. рублей |
«УНИКАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ОПЕРАЦИЯ»
С тех пор самолет изрядно обветшал. Деньги на его содержание выделялись по остаточному принципу, но и тех давно не было. «Вообще, денег на содержание Ту-144 не выделяют, — рассказал завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимир Гайнутдинов. — Это целая эпопея! Куда только мы не ходили, но денег никогда не находилось. А сейчас, видимо, убедили кого-то, что будет красиво, завлекательно, и средства нашлись... Надеюсь, наконец, покрасят самолет, а то при четырех ректорах — Дегтяреве, Гортышеве, Абрукове, Гильмутдинове — так и не получилось».
Словом, как лаборатория Ту-144 руководство КНИТУ-КАИ вряд ли интересует. Какова же его концепция? «Он очень красиво будет выглядеть между двумя зданиями в «КАИ-граде», — рассказал Гильмутдинов. — Ту-144 — сверхзвуковой пассажирский самолет, одно из лучших достижений инженерии ХХ века, будет стоять у нас. Вечером с подсветкой будет очень красиво. И у нас есть план сделать внутри самолета интерактивный музей инженерии. Во-первых, сам самолет — лучшая иллюстрация инженерных достижений. Во-вторых, внутри развернем интерактивные экспонаты, которые можно потрогать, покрутить, увидеть детали. Словом, это еще один наш проект по работе с детьми. Хотим показать им, что инженер — это сверхинтересно, реально круто, выражаясь молодежным языком».
По словам ректора, проект можно разделить на несколько этапов. Первый: разобрать, перевезти, собрать, поставить на постамент. «Это достаточно нетривиальная логистическая задача, — пояснил Гильмутдинов. — 90 тонн весит машина, у нее крупные габариты, и провезти ее по городским улицам — уникальная транспортная операция. Надо будет самолет разобрать: отстыковать крылья, 12-метровый киль, придется ли снимать двигатели — посмотрим. Будет специальная платформа для транспортировки, специальные краны — все сверхспециальное». Как рассказал Гильмутдинов, за разборку-сборку будет отвечать Казанский авиазавод.
И здесь возникает очень важный вопрос: как разбирать? Есть метод попроще. «Если примут решение буквально болгаркой распилить, а на месте состыковать, то с перевозкой проблем быть не должно», — рассказал источник в авиастроительной отрасли. Однако у такого варианта есть большое но. «При разборке однозначно конструкцию нарушат, — уверен Гайнутдинов. — Ведь даже на многих самолетах ВВС, которые пригоняют на ремонт и модернизацию, проблема даже болты вывернуть. А КАИ — не ремонтный завод, и деньги не те, так что, боюсь, это будет «разборка» болгаркой, условно говоря. Будут резать по живому. В результате, после «сборки» самолет перестанет быть организмом. Ведь сегодня мы гостям и студентам показываем, как крылышки передние выпускаются, нос опускается. Зачем это нужно? Сейчас студентам работу механизмов можно наглядно показать, а так придется на пальцах объяснять: чтобы улучшить обзор на взлете-посадке, самолет опускает нос; из-за проблем с устойчивостью решили сделать передние крылышки. Это работает так, это вот так... Превратится самолет в развлечение для туристов. Хотя, конечно, чего переживать? Страну потеряли, а тут речь о всего лишь самолетике. Тем более предполагается, все ринутся в авиацию, как только увидят его покрашенным, стоящим на постаменте».
Второй вариант более сложный: отстыковать, как положено, не нанося вреда конструкции, крылья, киль двигатели. В таком случае самолет останется более массивным и габаритным и перевозить его будет сложнее. По данным другого нашего источника, близкого к проработке практической реализации проекта, принят именно этот вариант: «Болгаркой решили не орудовать — потом не соберем. Будем отстыковывать крылья, хвост, двигатели по всем правилам». |