16.07.15Советский «Конкорд» «приземлится» на Кварталах за 33 млн. рублей | Тимур ЛАТЫПОВ
КНИТУ-КАИ, наконец, добился финансирования на перевозку от своего корпуса №6 на ул. Дементьева до корпуса №2 на ул. Четаева сверхраритетного 80-тонного самолета Ту-144. На уникальную транспортную спецоперацию правительство РТ выделяет 3 млн. рублей, еще порядка 30 млн. даст минобразования РФ — на эти деньги в самолете сделают музей. Правда, эксперты опасаются, не потеряет ли машина после такого «марафона» свою технико-историческую адекватность.
СВЕРХЗВУКОВОЙ ЛАЙНЕР ПО ЦЕНЕ «ЖИГУЛЕЙ»
ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» проработало варианты установки возле здания №2 (Четаева, 18) КНИТУ-КАИ самолета Ту-144, который ныне можно увидеть почти на окраине Казани, за забором здания №6 вуза, что возле ОАО «КМПО». Есть и соответствующие «картинки». Эту информацию нам подтвердил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов: «На сегодня есть эскизы, макеты». Кстати, он и был инициатором дела на самом старте своего ректорства.
Ту-144 наряду с британо-французским «Конкордом» — один из двух сверхзвуковых лайнеров, которые использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Между прочим, первый полет машины состоялся 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше, чем у его европейского аналога. Сегодня советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 — экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году «из-под ножа» спас клуб героев города Жуковского и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 - 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском (предположительно, эксперименты на нем продолжат, а потому машину поддерживают в летном состоянии). Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины — учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.
Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он взлетел 20 августа 1975 года (так что самолету скоро исполнится 40 лет) и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука). В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском борт 77107, который собирались утилизировать. И он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу многих его агрегатов. У машины работают электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение, даже двигатели на месте, и, предположительно, их можно запустить.
Самолет прилетел сюда «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода. Поглазеть на диковинную машину собралось чуть ли не все окрестное население. |