09.07.15Казанский спектакль спровоцировал дискуссии об учительнице, осужденной за секс | Айсылу КАДЫРОВА
Учительницу из США Дженнифер Фихтер, осужденную за секс с тремя 17-летними учениками, вспоминали зрители после первого публичного просмотра спектакля «Уроки французского». Режиссер Радион Букаев поставил его по рассказу Валентина Распутина со студентами Казанского театрального училища и явно не ожидал, что его работа вызовет у публики такие ассоциации.
В произведении Распутина учительница Лидия Михайловна пострадала из-за того, что приглашала к себе домой ученика и, помимо уроков французского, играла с ним в «пристенок» на деньги. За это ее уволили из школы. Начальство не увидело в ее поступке главного - завуалированного желания помочь голодающему подростку, который был ей явно симпатичен...
Посмотрев спектакль, зрители, среди которых было немало родителей школьников, пришли к мнению, что Дженнифер Фихтер - это Лидия Михайловна нашего времени. После этого мнения разделились. Одни считают, что учительница вступила в сексуальную связь с учениками из лучших побуждений и явно не заслуживает 22 лет тюрьмы. Другие (мамы мальчиков) уверены, что американская учительница получила по заслугам.
«Уроки французского» - один из трех спектаклей, которые Радион Букаев поставил с казанскими студентами в рамках проекта «Театр у школьной доски», инициированного некоммерческим фондом «Живой город». С сентября с этой постановкой, а также с «Приключениями Рустема» Аделя Кутуя и со спектаклем «Чехов. Под музыку» по рассказам Антона Чехова молодые артисты начнут гастролировать по школам Татарстана. Для школ это будет абсолютно бесплатно: проект «Живого города» решили финансово поддержать сразу два татарстанских министерства - культуры и образования и науки.
Особенность всех трех школьных постановок Радиона Букаева в том, что продолжительность каждого - 45 минут: столько длится стандартный школьный урок. А еще их можно играть в любом нетеатральном пространстве – в классе, актовом зале, столовой, холле, во дворе. Декораций в каждом спектакле - минимум, они легки и мобильны. В «Уроках французского», например, это школьная доска, две скамейки, два стула и тумбочка. Плюс несколько плакатов с примерами спряжения французских глаголов (на обороте каждого - цветные репродукции картин; требуется секунда, чтобы их перевернуть и «превратить» школьный класс в гостиную учительницы)...
После просмотра «Уроков...» можно говорить о параллелях с современностью и обсуждать игру актеров, а после «Приключений Рустема» хочется попросить актеров показать этот спектакль еще раз. Это спектакль-фокус, так бы я определила его жанр. И неизбежно желание детально разобраться, как же это «работает» - взлетающая со старинного, дискового телефонного аппарата трубка, поднимающаяся сама по себе крышка пианино, пляшущий в воздухе стакан с чаем, внезапно шевелящий рукавами пиджак, висящий на плечиках, летающие самолеты и падающие с неба бомбы... В сказке Аделя Кутуя про мальчика, который съел цветок папоротника и стал невидимым, реально не видно почти никого из актеров (рассказчицы сказки, сидящие в углу, не в счет). В некоторых сценах видны их тени, а ближе к финалу на сцене с волшебным - «живым» реквизитом - появляется милиционер (замечательны его диалоги с мальчиком-невидимкой).
Понятно, что секрет двигающегося реквизита - в привязанных к ним тонких ниточках, которыми ловко управляют стоящие за ширмой актеры. Сказочный эффект усиливает музыка, которую специально для постановки «Приключений...» написал московский композитор Тихон Хренников-младший. И фонари, излучающие свет разного цвета и насыщенности. После просмотра этого спектакля очевидно, что он легко отвечает главной задаче проекта «Театр у школьной доски» - дает понять современным школьникам, что театр - это не скучно.
Кстати, «Приключения Рустема» и «Уроки французского» студенты, окончившие третий курс театрального училища, играли в особенный день: 7 июля их мастеру Юноне Каревой исполнилось бы 82 года. Они посвятили эти спектакли ее памяти.
- Всего год довелось им учиться у Юноны. Но забыть ее они уже не в силах, - говорит мастер курса Вадим Кешнер. - Этот курс для нас с Юноной был юбилейным, десятым. Вместе его набирали, а выпускать его вместе, увы, нам не довелось...
«Вечерняя Казань» от 8.07.15
|