13.01.15Как создать смарт-аул в Татарстане? |
СМАРТ-АУЛ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА
«Я хочу сказать: вроде прикладная задача — просто история деревни. Но это же феномен, что некоторые деревни возрождаются вопреки всем экономическим теориям. Получается, что мы в районах неожиданно вышли на фундаментальную тему. Это дает некую модель деревни, я ее назвал «акыллы-авыл», «смарт-аул», «умная деревня», — рассказывает академик. — То есть это деревня, которая живет не абы как придется: ну, посеяли-вырастили-убрали урожай... Нет же, люди думают, как им жить сообществом. Так для чего им это нужно — жить в одной деревне? Такой у нас возник непростой вопрос».
Как выяснили казанские ученые, такие яркие примеры процветающих деревень были на территории нынешнего Татарстана и до революции. Когда от бедствующей деревни отпочковывались и по соседству создавали свою собственную те люди, которых, можно сказать, тянуло к свободе. Хакимов предполагает: «Деревня, от которой эти переселенцы отпочковались, она как раз и загибалась. Потому что там была сильная мечеть, сильный хозяин — и он придушил инициативу. Вот молодые и вырывались на свободу, искали, где можно заработать. Но жили все-таки в деревне, видимо, это была некая страховка на случай форс-мажорных обстоятельств. То есть всегда можно было в деревню вернуться и здесь пережить тяжелые времена. И сегодня, видимо, так же. Но мы до конца еще не знаем, у нас еще теория не сформировалась».
«ЕСЛИ НАЙДЕМ ОБЪЯСНЕНИЕ, МОЖЕТ, В ТАТАРСТАНЕ БУДЕТ БЕБИ-БУМ...»
Еще один феномен обнаружился в деревне Монашево Менделевского района РТ. Здесь три улицы: татарская, удмуртская и марийская. Селяне со всех этих трех улиц живут очень дружно, все хорошо, все довольны. А феномен в том, что в семьях здесь (на всех трех улицах) рождаемость, по информации администрации, зашкаливает — минимум 4 - 5 детей. Причем в соседней деревне рождаемость намного меньше, максимум двое детей в семье. Деревня настолько заинтересовала ученых Института им. Марджани, что сюда будет отправлена научная экспедиция, чтобы понять причины местного демографического взрыва.
«У нас пока нет этому объяснения, нет теории, — признается Хакимов. — Я социологам говорю: ну что вы бегаете, ищете какие-то темы, вот она, грандиозная тема. Опросил демографов, которые занимаются проблемами семьи, для них это явление тоже непонятно, нет научного объяснения. Но если мы все-таки найдем объяснение, может, в Татарстане будет беби-бум...»
КАК РУССКИЕ И ТАТАРЫ СТАЛИ НАЦИЕЙ?
В Институте им. Марджани считают, что фундаментальные и прикладные исследования должны идти параллельно, что одно без другого не может существовать. При этом реальная жизнь часто задает вопросы, на которые в теориях ученых ответов нет. Во всяком случае, пока нет. Хакимов приводит пример: «По европейским категориям нельзя объяснить, как русские стали нацией, как татары стали нацией, почему в империи? Ведь сначала должна была произойти буржуазная революция, только потом появляются нации. У нас не так. И объяснения этому нет. Российские этнологи этим не занимаются, среди них гуляют сталинские определения нации, просто открыто на Сталина не ссылаются...»
Или еще один не освещенный в научной теории вопрос — о кочующей деревне. Хакимов говорит: «Из Пензы к нам в институт приезжал любитель истории, рассказывал, что они там пишут историю своей деревни. Она в Пензенской области, но отпочковалась от деревни, которая была в Мордовии. А та отпочковалась от другой, которая была в Сергаче Нижегородской области. То есть это кочующая деревня. Это не фамильный род, не племя, это деревня. Я спрашиваю коллег: к какой категории ее отнести? В европейской науке этого нет, в нашей нет. Эта деревня, она же не просто отпочковалась, она перекочевывала вообще...»
Интересует сотрудников Института им. Марджани и то, какой с точки зрения будущего деревни должна быть ее архитектура? Хакимов говорит: «Сегодня в деревне строят так, как это было при Екатерине второй: улица и с двух сторон дома. Почему именно так? Я лично за то, чтобы селяне строили свои дома там, где удобно. Как людям хорошо, так пусть и живут. Но надо изучить, а как им удобно? Может, они хотят по-разному...» |