13.01.15Как создать смарт-аул в Татарстане? | Елена ЧЕРНОБРОВКИНА
Массу интересных фактов обнаружили ученые Института истории им. Марджани, вплотную занявшись изучением истории татарстанских деревень и городов. По каким причинам в РТ в течение последних 20 - 25 лет не уменьшилось число татар-сельчан? Почему две, казалось бы, одинаковые соседние деревни живут по-разному: одна процветает, а другая спивается? Почему татарские деревни до сих пор строятся по модели, возникшей еще при Екатерине Второй? Говоря о сегодняшнем дне татарстанской деревни, ученые рассказали о том, что в последние годы богатые выходцы из сел стали активно вкладываться в их развитие, и предложили на республиканских конкурсах благотворителей сделать номинацию для тех, кто оказывает поддержку родной деревне.
КАК БУДТО У НАС НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ — ЗАВАЛИСЬ!
Институт истории им. Марджани помимо фундаментальных исследований (например, выпуска семитомника «История татар с древнейших времен») параллельно взялся за изучение истории татарстанских городов и деревень. Здесь в минувшем году даже создали специальный отдел для такой работы. «Нам интересна республика, — сказал директор Института истории им. Марджани, вице-президент Академии наук РТ Рафаэль Хакимов. — Не только яркие объекты, которыми сразу можно похвастаться, а обычные города и деревни. Надо, чтобы в районах люди немножко почувствовали, на какой территории они живут, какая у нее история, какие ценности, какие традиции. Тогда у жителей появляется уважение и к своему городу или селу, и к себе самим, меняется сознание. Как правило, жители сами начинают создавать музей. А потом уже молодежь даже и уезжать не хочет».
В качестве примера Хакимов привел удивительно интересную историю Чистополя: «Там ведь жил Борис Пастернак! Но никто как-то не задумывается: да, Пастернак, ну и что? Как будто у нас Нобелевских лауреатов — завались... Странные люди, я удивляюсь. У тебя же бренд шикарный! Два года в твоем городе жил Пастернак. Он именно здесь нашел своего «доктора Живаго», это житель Чистополя, доктор Авдеев. Пастернак дружил с ним, с него и списал героя своего романа. А в Чистополе еще 200 писателей жили, на всякий случай. Да еще Софья Губайдуллина, Гаяз Исхаки, Фатых Амирхан. И создатель теории химического строения органических веществ Александр Бутлеров там родился. Вообще-то, на него еще и Алексеевский район претендует, но это неважно, обоим районам славы хватит. Но почему-то все эти факты в Чистополе не слишком замечали и почти не использовали. Вот надо приехать нам, историкам, чтобы сказать: ребята, это громадный, ценнейший материал! Ваш город может стать центром притяжения туристов со всего света».
КАЗАЛОСЬ БЫ, НУ ЧТО ТАМ, В ДЕРЕВНЕ, НАКОПАЕШЬ?
В ходе исследований на удивление интересные факты обнаружили ученые Института им. Марджани и в татарстанских деревнях. Хотя, казалось бы, ну что там, в деревне, накопаешь?
«Мы начали писать историю татарстанских деревень, — рассказывает академик Хакимов. — И вот смотрим: две деревни рядышком — в Татарстане, но еще и в Пензенской области, в Мордовии... Одинаковые условия, одинаковые люди. Но одна процветает, а другая, рядом, спивается. Причем процветает несмотря ни на что: администрация та же, налоги те же, рубль так же падает, рабочих мест нет... И экономисты ничего объяснить не могут, как так происходит, в чем дело?»
Обнаруженные факты оказались настолько значимыми, что Институт им. Марджани собрал по этой теме хотя и небольшую, но всероссийскую конференцию. Пригласили акул, разрабатывающих «деревенские» теории в разных регионах: Москве, Новосибирске, Саратове, Краснодаре. Конференция показала, что и у маститых ученых объяснений феномену нет.
«Мы начали смотреть дореволюционную историю этой деревни, — рассказывает Рафаэль Сибгатович. — Оказывается, сегодня здесь живут практически так же, как жили до революции. Словно советского периода не было! Вот так: три поколения отрезало, и все. Но это же надо объяснить, куда в советский период ушла энергия работящей деревни? Может, в комсомол? Мы сейчас разрабатываем эту тему, закопались немножко. Уж очень интересный случай, например, деревня Новый Кинер в Арском районе развивается, хотя здесь на 1,5 тысячи жителей где-то 40 рабочих мест. Люди работают на стороне, но живут все равно тут. И не хотят уезжать, коттеджи строят». |