10.01.15148 казанских ресторанов и кафе выставлены на продажу |
ГЛАВНОЕ — ДОЖИТЬ ДО ЛЕТА
Тем, кто хочет остаться на рынке, по словам экспертов, приходится вовсю оптимизировать затраты: уменьшать средний чек, использовать более дешевые продукты, предлагать более простые блюда, уменьшать количество сотрудников. «То есть ухудшать качество услуги. К сожалению и увы. Выживут те, у кого собственные помещения и кто сможет оптимизировать свой бизнес», — говорит Горшунова.
«Потребители сейчас будут экономить и уходить из дорогих форматов, поэтому — фастфуд и демократичная кухня со средним чеком до 300 - 400 рублей. Даже лучше, если он будет на уровне 150 - 200 рублей, тогда заведение будет себя чувствовать очень хорошо, такие заведения во все кризисы только растут. Причем без разницы — собственное помещение либо аренда», — соглашается Булатов.
«Многие пытаются урезать свои расходы — уменьшают фонд заработной платы, сокращают себестоимость, те, кто владеет сетью, пытаются за счет своих больших объемов договориться с поставщиками о более выгодных условиях», — рассказывает Шарапов.
Тем не менее рестораторы продолжают верить в лучшее. Традиционный «глоток воздуха» рынку дадут новогодние корпоративы. Дальнейшие же надежды связаны с предстоящим этим летом водным мундиалем и ускоренным восстановлением после кризиса:
«То же самое было в 2008 - 2009 годах — кто это знает, тот относится к волнениям спокойно, кто не знает, свой бизнес пытается продать. Сам я ориентируюсь на 2008 год, когда кризис развивался по аналогичному сценарию: тогда спад был до лета 2009 года, а затем произошел резкий скачок», — говорит Горшенин.
"БИЗНЕС Online" от 22.12.14
|