Руководству «Яндекса» надоело работать мамонтами | В казанском офисе «Яндекса» заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич рассказал вчера о «Яндекс.Книге» — биографии главного российского поисковика и IT-индустрии в стране в целом. Она вышла 5 июня в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» и уже распродана в количестве 10 тыс. экземпляров. Сейчас в ход пошел второй тираж, а скоро ожидается массированная рекламная кампания в самом «Яндексе», который книгу принял и готов рассматривать как авторизованную биографию. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил, что один из секретов компании — опора на советское прошлое, особенно инженерную культуру.
«У НИХ МНОГО ТЕРМИНОВ ТИПА ЦК ПОЛИТБЮРО»
Как поясняет автор, идея создания биографии у него возникла в 2011 году, когда «Яндекс» объявил о планах IPO. По словам Дмитрия Соколова-Митрича, большая часть двухлетней работы над книгой ушла на то, чтобы убедить компанию, что они ничего плохого делать не будут. «Насколько я знаю, это была четвертая попытка написать книгу про «Яндекс», и остальные были неудачными, — отметил автор. — Но руководителям компании до смерти надоело рассказывать журналистам, как они дошли до жизни такой, что такое «Яндекс», как они познакомились. Они это называли «работать мамонтами».
Но первый год контакта с компанией не было. Соколов-Митрич работал над ней в рамках независимого проекта. «Я, что называется, обкладывал их со всех сторон, общался с инвесторами, с теми, кто знал Илью Сегаловича, Аркадия Воложа, нашел их первую учительницу. И написал первые главы, прошлым летом отправил их, особо ни на что не надеясь. Они прочитали, им понравилось, и дело сдвинулось с мертвой точки».
«Идея была в не в том, чтобы, прославить компанию «Яндекс», — говорит журналист, — а сделать книгу вообще про историю и будущее IT-бизнеса в России,умной экономики, как может изменить страну, человечество и какой тип человека в ней востребован». Поэтому в книге есть и интервью с представителями индустрии типа создателя компании RadiusGroup Дмитрия Мариничева или Сергея Белоусова, основателя Acronis. Эти тексты проходят под рубрикой «Яндекс.Люди», также в книге есть «новости», «время» и так далее. По большей части это собрание интересных исторических анекдотов, которые может прочесть на досуге и домохозяйка.
Как выяснил автор, в «Яндексе» работают очень позитивные люди, которые не ноют, что в стране очень плохо, а гордятся сохранением математически-инженернойшколы. В целом, указал журналист, «Яндекс» всеми ногами стоит в советском прошлом: «И они абсолютно не стыдятся и не стесняются этого. У них много терминов из советской жизни, типа «ЦК политбюро». Они себя мыслят продолжением советской инженерной культуры».
«ЯНДЕКС» И МАФИЯ — ЧТО ОБЩЕГО?
Соколов-Митрич отметил, что «Яндекс» в книге поправил только фактические ошибки и попросил убрать названия глав. Поскольку история компании сравнилась с историей «Крестного отца» Марио Пьюзо, то каждая часть носила криминологическое название, вроде «Формирование умысла», «Поиск сообщников», «Легализация доходов».
При этом над поисковиком трудятся люди, набранные по принципу родственных душ. И бизнес здесь строится не на авторитарных принципах руководства, а крестьянских: надо просто создавать условия, климат, находить правильных людей. И не важно, кто они по профессии. Главный бухгалтер «Яндекса» о бухгалтерии прочла в книге по пути на собеседование. Журналист указал, что подобная организация бизнеса выгодно отличается от пирамидальной системы. И пояснил, что одной из проблем российской деловой культуры является то, что скоро у тех, кто начинал зарабатывать деньги в 90-е, не будет возможности выбрать преемника — дети у них вырастают без внимания родителей, а собственные подчиненные слишком любят подчиняться.
Разумеется, у биографа спросили, не полюбил ли он «Яндекс» настолько, что он возжелал в нем работать. При этом, сказал Соколов-Митрич, сам он не знает, чем мог бы заняться в IT. Хотя очень хотел бы потрудиться в описанной им компании. С другой стороны, теперь ему хочется сочинять книги на другие темы. К примеру, как выяснилось, звезду «Известий» и «Русского репортера» очень интересует рынок мусора. И даже нефтяная промышленность: «Федеральные журналисты в большинстве своем спорят на тему «Хороший Путин или плохой?» Но мало кто интересуется реальной жизнью, тем, что действительно происходит в стране», — сказал репортер.
Радиф Кашапов БИЗНЕС Online
|