11.07.14Печатные СМИ в Казани спасет фастфуд? |
КИОСКИ ИЛИ МЕДИАЦЕНТРЫ? Отметим, что это не единственная в Казани идея по реформированию бизнеса в области розничного распространения печатных СМИ. В начале этого года руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Ирек Миннахметов озвучил новую идею по развитию розничной продажи печатной продукции — строительство сети медиацентров в Казани и республике. Они должны были стать более продвинутым вариантом развития киосков по продаже печатной продукции. Планировалось, что главными составляющими медиацентров станут бесплатный Wi-Fi, оплата услуг ЖКХ, штрафов, продажа газет, журналов, книг и иной печатной продукции, электронные услуги по подписке, продажа билетов и тому подобное. В январе президент Татарстана Рустам Минниханов не отверг, но и не одобрил идею, подчеркнув, что проект надо доработать.
Пока проект не получил развития. «Вся ситуация в том, что чтобы строить медиацентры, нужно, чтобы муниципалитеты инициировали проведение конкурса на размещение киосков. Это не означает, что новые киоски должно ставить «Татмедиа». Все должно проходить на конкурсной основе, — объяснил нашему изданию Фарит Шагиахметов, генеральный директор ОАО «Татмедиа». — Муниципалитет определяет количество мест, условия подключения к сетям, аренды, детали по архитектуре, затем объявляет конкурс, на который заявляются операторы. Исходя из результатов конкурса, кто-то уже начинает строить медиацентры». Как известно, ради улучшения города муниципалитет, наоборот, сокращает количество киосков, не только продающих газетно-журнальную продукцию. «Поэтому сейчас проект не имеет развития только потому, что нет внятной политики муниципалитетов по этому вопросу — ни в Казани, ни в Челнах, ни в Нижнекамске понимания нет. Даже республиканские власти никак не могут повлиять, дело только за муниципалитетами. Пока наше предложение осталось без решения», — сказал собеседник «БИЗНЕС Online».
«ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РОСТА КИОСКОВ ЕСТЬ» Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали идею тотальной замены киосков «Горпечати» новыми павильонами. Юрий Алаев — экс-гендиректор ЗАО «Время и деньги», член Общественной палаты РТ: — Пять лет назад я встречался с владельцами сетей киосков. Тогда шла речь о том, чтобы ближе к Универсиаде поставить новые киоски европейского формата с большой выкладкой. Мы посчитали, что примерно на 30 киосков понадобится 30 миллионов рублей. В результате москвичи дали обратный ход, ничего тогда не получилось. Но проект, на мой взгляд, был вполне живой. Если сейчас он реализуется в «Горпечати», то сигареты выкладывать нельзя, только разместить прайс, а фастфуд — пусть это все будет. Потому что рентабельность киосков близка к нулевой по реализации печатной продукции. Такое расширение ассортимента поддержит существование «Горпечати», немного поднимет рентабельность. Учитывая, что сеть с годами сжимается, возможно, это поддержит ее на плаву. Лучше делать хоть что-то, чем ничего. Инвестиции в 100 миллионов рублей выглядят реалистично, сумма не завышена. Если проект окупится в течение 8 лет, это будет для них счастье. Два года — это слишком оптимистичный прогноз.
Такой формат «Горпечать» уже не устраивает Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»: — Институт розницы в Казани заканчивается. Те, у кого завершается срок аренды киосковой сети, например «Экспресс Печать», не продлевают аренду и сносят киоски. Вид киосков «Горпечати» в основном плачевный. А чтобы ставить новые, то у них недостаточно земли — необходимо 18 квадратных метров, а у них в среднем 9 квадратных метров. Не думаю, что новый проект «Горпечати» удастся реализовать по всем киоскам. Если площади новых павильонов в среднем составляют 12 квадратных метров, муниципалитет Казани вряд ли увеличит площадь земли под них. Мое личное мнение: неправильно продавать газетно-журнальную продукцию вместе с фастфудом и сигаретами. В России есть яркие примеры, которые показывают, что при нормальных преференциях муниципальных властей можно продавать только газетно-журнальную продукцию без сопутствующих товаров. Лично я, например, очень сильно сомневаюсь, что если человек пришел за пивом, то он купит газету, но у руководителя «Горпечати» другое мнение. Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели» в Татарстане: — Для бумажных газет сегодня самая главная проблема — это дистрибьюция. Я как главный редактор других проблем не вижу. Читатель есть, тиражи растут, газета продается, но тормозится дистрибьюцией прежде всего в лице именно «Горпечати». «Горпечать» — это только оставшийся бренд, и когда сеть приобрела московская компания «Альянс-пресс», уже лет пять ведутся разговоры о смене киосков. Эта идея не нова. Сначала обещали перед Универсиадой, потом — после нее. |