21.01.14Как чиновники из Монголии скупают картины казанских абстракционистов | Кирилл МИХАЙЛОВ
Выставка «Оптические переживания» открылась на днях в центре современной культуры «Смена». Названию соответствуют абстрактно-экспрессионистские работы казанских художников Рамина Нафикова, Рустема Салихова, Рашида Асадуллина и Ильгизара Хасанова. Как рассказали организаторы выставки, «Оптические переживания» — подготовка казанского зрителя к более сложным для восприятия проектам.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО — ЭТО КАК ДЖАЗ
Мероприятие началось с рассказа искусствоведа Дины Ахметовой, которая подчеркнула связь абстрактного искусства с Казанью: «Абстрактное искусство имеет непосредственное отношение к Казани — здесь учился Александр Родченко. Он почему-то неизвестен у нас, хотя его работы смотрят во всем мире. Абстрактное искусство многозначное, и у каждого художника оно свое. На этой выставке представлены четыре художника, и их работы очень разные: от чистой геометрии Рашида Асадуллина до эмоциональных вещей Рамина Нафикова». Художники поддержали эту мысль, сравнив абстрактное искусство с джазом, и призвали казанцев приходить на мероприятие, чтобы галерея «Смена» развивалась и дальше. «Я удивлен объемом, который нам предоставили для работ, — сказал Асадуллин. — Ребята своими силами сделали целый храм современного искусства».
Если говорить конкретно о художниках, в первую очередь стоит отметить самого последовательного в представленном жанре — Рамина Нафикова. «Европа жалуется на кризис, — рассказал он. — Я начал ездить и продавать свои картины в европейские галереи, сотрудничать с ними как раз сразу после кризиса 2008 года. Когда с одной выставки продавалось по две-три картины — они считали это успехом, потому что с остальных они не продавали вообще ничего. И там цены очень ужатые. Сейчас в России картины продаются лучше, чем в Европе».
Еще один из авторов выставки Рустем Салихов рассказал о том, что его картины купили... чиновники из Монголии: «Вообще, сейчас все скупают китайцы. Им больше нравится реализм, какие-то гиперреалистические вещи, практически фотографичные. И торгуются за каждую копейку. Но во время Универсиады ко мне пришли ребята из тех же примерно краев, я спросил, откуда они, а они мне на чистом русском ответили, что из Монголии. Это были какие-то высокопоставленные чиновники, которые привезли сюда свою команду. Одна женщина говорит: «Мне нравятся твои работы». Я ответил: «Берите». А они мне: «Заверните». Всего купили одну серию из шести работ и еще одну большую единичную».
В ряд выставлены 9 картин Асадуллина из серии «Спектральный анализ». Они выполнены с использованием техники шелкографии и словно переливаются цветами. «Эта серия работ выставляется во второй раз, — рассказал автор. — Впервые она была представлена в 1991 или 1993 году в рамках выставки современного искусства в ИЗО музее». Расстояние между выставками в более чем 20 лет художник объясняет появлением печатного оборудования, которое фактически отмело шелкографию как полноценную художественную технику на обочину искусства: «Когда появилась техника, то наша работа потеряла актуальность, и я занялся декоративно прикладным искусством, в частности, по металлу, дереву».
«АРТ-РЫНОК, КОТОРОГО В КАЗАНИ ПОКА НЕТ»
«Уже три десятка лет я живу только тем, что занимаюсь творчеством, и живу только на то, что мои работы покупают», — слова куратора «Смены» и одного из авторов «Оптических переживаний» Ильгизара Хасанова передают суть сказанного другими художниками выставки. Как утверждает Хасанов, главная экономическая история до недавнего вреени разворачивалась на зарубежных выставках — уровень продаж был несравним с Россией. Однако выезды за границу прекратились намеренно: «Варианта было два: или уезжать туда и встраиваться в арт-рынок, либо же организовывать его здесь. Арт-рынка у нас пока нет. Он худо-бедно действует в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, но не в Казани... Да, мне приходилось отправлять свои работы в США по DHL, и мне нравилась эта доверительность, которой нет в России: звонит барышня, предлагает купить мои картины, которые видела на выставке в Нью-Джерси, называю сумму за три работы, она сразу выплачивает гонорар и компенсирует доставку. Эта доверительность, которая есть на Западе, на которую иногда так ругаются, мне очень понятна и приятна. Я готов сам так жить, но тем не менее хочется жить именно в России».
Отдельно Хасанов отмечает, что «Смена» — это экспериментальная площадка не только для художников, но и для горожан: «Наша цель — привозить сюда то, что казанцы еще не видели. Мы должны дифференцированно, понимая положение России и Казани, по-возможности показывать искусство людям. А не то, что мы для себя сделали и сидим радуемся — это самый смешной и самый противный вариант, который в Казани уже неоднократно повторялся».
"БИЗНЕС Online" от 21.01.14 |