28.11.13«Народ привык, что искусство – это скульптура, живопись и графика...» | Кирилл МИХАЙЛОВ
В декабре в Казани откроется новый культурный центр «Смена». Он расположился в бывшем (еще дореволюционном) складе фуража на площади у казанского вокзала. Первых посетителей ждут ярмарка интеллектуальной литературы, на которую съедутся независимые книгоиздатели со всей страны, выставка «Мультреализм Николая Копейкина» и фестиваль молодежного кино.
Как казанские художники нашли инвестора, решившего построить арт-пространство вместо офисного центра? Скатится ли современное искусство в акционизм с прибиванием себя к Красной площади? Каковы нравы провинциальной публики?
ПРИВАТНАЯ ПЛОЩАДКА СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Книжная ярмарка интеллектуальной литературы будет первым мерприятием нового культурного центра «Смена», что на улице Бурхана Шахиди. Ярмарка откроется 7 декабря, а 13-го там же стартует выставка «Мультиреализм Николая Копейкина». Под Новый год публику ждет фестиваль молодежного кино, гостями которого станут очень разные по статусу кинематографисты: с одной стороны, молодые ВГИКовские режиссеры, с другой — обладатель «Каннской пальмовой ветви» Юрий Арабов. В преддверии открытия культурного центра корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с идейным вдохновителем и куратором амбициозного проекта, художником Ильгизаром Хасановым, работающим над «Сменой» вместе со своим сыном — художником-декоратором Робертом Хасановым.
- Проект родился давно, — Ильгизар Хасанов начинает рассказ так энергично, будто идея центра современной культуры пришла ему в голову вчера или на прошлой неделе. — Я сколько выставляюсь, с 80-х годов, всегда было желание иметь приватную площадку. Не консервативную, где стандарт, как у всех государственных музеев, есть контроль государства, которое говорит: «Здравствуйте, это нельзя», — а на которой можно работать экспериментально... Мне и в советское время запрещали, потому что не подходили натюрморты, потому что советские чиновники от культуры увидели на них бутылки вина».
Хасанов говорит не за себя одного. Среди его друзей и товарищей по искусству много художников, оставшихся за бортом пристального внимания со стороны государства из-за нежелания заниматься творчеством сугубо номенклатурным. Собеседник перечисляет имена: Лена Грызунова, Николай Рябов, Олег Иванов, Вадим Харисов, Рашид Тухватуллин, Миша Пивоваров. Их произведения, как и работы самого Хасанова, будут выставлены на чердачном этаже картинной галереи. «Скоро откроем чердак», — говорит он с воодушевлением.
Хасановы «набрели» на будущее здание «Смены» случайно. Знакомый бизнесмен, через несколько лет ставший инвестором культурного центра, решил поделиться своими эстетическими ощущениями, появившимися после осмотра здания, а художникам удалось убедить друга-предпринимателя отказаться от идеи с офисным центром. Весомую роль сыграло недавнее предложение инвестора, согласно которому в продвижение творчества Хасанова и распространение каталога с его произведениями могло бы быть вложено несколько миллионов рублей. «Я сказал, что лучше переформатировать вложения в более полезные для меня и для всех вещи, — объясняет он. — Впервые подобные площадки я увидел в Европе в 90-е годы, когда начал ездить туда со своими выставками. Все подобные площадки были отданы под искусство. Постиндустриальное общество развивается так. Мы дошли до этого немного позднее».
«ЕСЛИ БУДУТ ЛЮДИ, ТО ОНИ САМИ ВСЕ СДЕЛАЮТ»
Трехэтажный склад из темно-красного кирпича был построен под боком у Сенного базара, когда по нынешней Привокзальной площади ходили гужевые повозки и пассажирские экипажи. В советское время здание стало складом МВД. Исходя из описания центра современной культуры в социальных сетях, «Смена» — это «новое пространство, отвечающее своим содержанием гуманитарным запросам прогрессивной общественности. Выбранный центром вектор действий должен создать необходимую платформу для развития современной культуры в Казани». История культурного центра как здания становится более любопытной, если рассматривать ее в контексте термина «лофт-пространство». |