Что касается дней недели, то рабочие дни отличаются друг от друга мало. В исследованный период самым свободным будним днем чаще всего был четверг или понедельник, тогда как самый загруженный менялся от месяца к месяцу. В сентябре-2013 больше всего пробок было по пятницам. В субботу загруженность дорог сокращается по сравнению с буднями на 30 - 40%, а в воскресенье — на 40 - 60%, при этом зимой в субботу дороги могут быть загружены даже сильнее, чем в рабочие дни летом.
Худшим днем с начала года стала среда 23 января, когда из-за снегопадов средняя загруженность превысила 7 баллов, а общая длина пробок утром достигла рекордных 195 километров.
Самые длинные пробки 2013 года возникали три дня в одном и том же месте. 24 января, 5 марта и 18 июня затор образовывался на улице Космонавтов, Сибирском тракте и улице Мира от Аграрной до Советской. Заметим, что все самые длинные пробки, указанные в анализе, случились еще до Универсиады.
«НО ЕСЛИ НЕ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ...»
Причины «казанского транспортного чуда» лежат на поверхности. Благодарить за него казанские автомобилисты должны в первую очередь Универсиаду с ее стройками, которые еще недавно вызывали столько проклятий. Легко вспомнить, что год назад, в сентябре-2012, ситуация была ровно противоположной: тот же «Яндекс» стабильно оценивал дорожную ситуацию не меньше чем в 8 - 10 баллов. Теперь, когда развязки и пешеходные переходы построены, метро и трамвайные рельсы проложены, а сотни километров дорог отремонтированы, «великое стояние» на том же Булаке или на подступах к мосту «Миллениум» вспоминается как страшный сон.
Впрочем, как недавно напомнили городские власти на штабе по пробкам, перечень мер, давших результат, шире. Например, большую роль сыграла борьба с несанкционированной парковкой: машины, загромождавшие обочины, ушли в 13 построенных за короткий срок многоуровневых паркингов.
Еще одна действенная мера — запрет на движение большегрузов в дневное время, который с недавних пор решено сделать бессрочным. В центре города ограничение касается машин весом свыше 5 тонн, в пределах Большого казанского кольца лимит составляет 15 тонн. Свою роль сыграло также внедрение «умных светофоров» более чем на полусотне перекрестков, а также отмена левых поворотов.
Что касается «зимнего» среднего балла, то большую роль в ликвидации коллапсов сыграла модернизация казанского снегоуборочного хозяйства, перешедшего с песка на реагент, на четверть обновившего технику и полностью перестроившего логистику.
Степень улучшений городские власти оценивали на примере общественного транспорта, движение которого отслеживается через спутник. Как докладывал на штабе замруководителя исполкома Рустем Нигматуллин, простои автобусов сократились в 2 раза. В качестве примера он привел маршрут №35 — за счет роста средней скорости и сокращения каждого рейса на 19 минут автобусы за день выполняют дополнительно 21 кругорейс. А автобусы маршрута №15 прибавили 26 дополнительных кругорейсов. То есть из точки «А» в точку «Б» они доезжают соответственно на 21 и 17% быстрее, чем раньше.
Впрочем, на том же штабе по борьбе с пробками чиновники пессимистично предрекли, что ситуация изменилась ненадолго. Количество машин продолжает расти, и казанские «пробочные рекорды» могут оказаться лишь глотком свежего воздуха. Поэтому власти продолжают искать способы решения проблем, выискивая средства на это даже в ООН.
— Тема волнует всех: и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта, и гостей нашего города. Многие отмечают, что передвигаться по Казани стало легче, но если не крутить педали дальше, проблема будет обостряться, — афористично оценил ситуацию мэр Казани Ильсур Метшин.
«ВСЕ НУЖНО СОПРОВОЖДАТЬ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ»
Опрошенные эксперты и участники дорожного движения в разговоре отмечают, что пробок и в самом деле стало меньше, но расслабляться властям рано.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»: |