11.10.13Он рисовал репортаж с коронации Николая Второго | Айя СУЛТАНОВА
До 9 декабря будет работать в Музее изобразительных искусств РТ выставка графики и живописи выдающегося голландского художника Мариуса Бауэра (1867 - 1932). Это первый в Казани показ его работ, организованный в рамках года Нидерландов в России и России в Нидерландах.
Бауэр, среди прочего, известен тем, что в качестве репортера-рисовальщика журнала "De Kroniek" присутствовал в 1896 году на коронации Николая Второго в Москве. В этом журнале Бауэр размещал свои тексты и рисунки под псевдонимом Рустикус (это латинский перевод германского слова Бауэр - "крестьянин"). Известно, что художник был восхищен и очарован пышностью коронации Николая Второго и Москвой. На основании этих впечатлений он создал целую серию графических листов и живописных полотен, которая представлена в экспозиции.
Как и большинству европейцев, Москва казалась Бауэру городом, полным экзотики. Художник проводит параллели между Москвой и Стамбулом, замечая: "Стамбул и Москва - две одалиски в гареме моей души. Первая закутана в покрывало, вторая сияет бриллиантами. Совершенно разные, но одинаково прекрасные!".
Голландский художник-репортер стал свидетелем и трагедии на Ходынском поле в Москве, которая произошла в день народных гуляний по случаю коронации императора. Бауэр сообщал: "Погибло, я думаю, около 3000 человек!". Эта цифра кажется завышенной, но в целом описание довольно точно: "Каждому из полумиллиона людей собирались подарить украшенную кружку, наполненную сластями и орехами, колбасу и булочку с императорским гербом. Все это было завернуто в красивый платок с изображением Кремлевского дворца... это была не просто давка, это было убийство...".
Бывая в самых разных странах, Бауэр всегда поддавался очарованию местной культуры. Его графические и живописные работы - это впечатления пытливого, восторженного путешественника. Уникальность его выставки в том, что зрителям предоставляется возможность посмотреть на мир экзотики стран Ближнего Востока, Северной Африки, Индии и Индокитая глазами просвещенного европейца рубежа XIX - XX веков. Бауэра интересуют архитектура, группы людей на фоне зданий, виды улиц и городов, праздничные шествия, пышные свадьбы и даже скорбные похороны. Великолепные полотна Мариуса Бауэра изображают реальность очень выборочно, значительно ее идеализируя. Свои фактические наблюдения художник нередко дополнял фантазийными образами, что производит на зрителей эффект сновидений, сказок. Во многом поэтому биограф Бауэра Михаэль Хеннус называет его "белой вороной среди отечественных художников".
Неотъемлемой частью творчества Бауэра было обращение к литературным произведениям. Он дважды проиллюстрировал 16-томное издание "Тысячи и одной ночи". Тысяча и одна иллюстрация в них были сделаны от руки! Увлеченно работал он над рисунками к Библии, выполнив их более 7 тысяч...
Вместе с произведениями голландского мастера на выставке "Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России" экспонируются произведения декоративного искусства Индонезии первой половины ХХ века из коллекции Музея изобразительных искусств РТ. Небольшая коллекция произведений классического татарского декоративно-прикладного искусства (также из собрания музея) дополняет представления зрителей о Востоке, знакомит с миром исламского искусства, которое считается источником вдохновения для всего творчества Мариуса Бауэра.
"Вечерняя Казань" от 11.10.13 |