Кул-Шариф: зазеркалье истории? | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Мечеть или церковь?
Самая странная кремлевская история связана с восстанавливаемой сейчас мечетью Кул Шариф. Как известно, летописи не сохранили для нас ни ее облика, ни точного места расположения, ни даже названия (Кул Шарифом звали сеита, который во время взятия Казани был духовным главой казанских мусульман).
Однако известно, что храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве воздвигнут по «соцзаказу» молодого Ивана Грозного в честь взятия Казани. Храм этот не вписывается ни в какие двери традиционной русской архитектуры. Не только специалисты - даже Наполеон, захвативший Москву, назвал его мечетью (во время египетских походов, надо думать, мечетей он видел немало). Множество элементов храма на Красной площади больше напоминают восточное, а не русское, и тем более западное искусство. Естественно, родилась версия о том, что храм в честь взятия Казани на главной московской площади был построен по образцу главной казанской мечети, которая в это же время для пущей символичности и торжества имперской идеи была разрушена. «Мечеть, увенчанная крестом: чем не программное заявление «Церкви Воинствующей?» - пишет Нияз Халит в своей работе «Мечеть Кул Шариф». (Кстати, «Церковь Воинствующая» - это название иконы семнадцатого века, на которой достаточно-таки реалистично отражено взятие Казани.)
Итак, история - как коридор зеркал: старая казанская мечеть отразилась в московском храме, а этот храм, в свою очередь, отразится в новой казанской мечети? |