11 октября в выставочном центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка «Французские импрессионисты и их эпоха».
Экспозиция, насчитывающая более 150 произведений из собрания Государственного Эрмитажа, является первой выставкой импрессионистов столь высокого уровня в России. Наряду со всемирно известными шедеврами живописи представлена французская печатная графика последней трети XIX века, а также предметы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна, демонстрирующие удивительное многообразие художественных явлений второй половины XIX века во Франции.
Полотна Г.Буланже, Г.Бриона, Ж.Л.Жерома живо напоминают, какое искусство господствовало в Париже середины XIX столетия, в годы юности импрессионистов. К примеру, полотно Гюстава Буланже «Театральная репетиция в доме Трагического поэта в Помпеях» (1855) исполнено по лекалам высокого классицизма. На выставке представлены работы представителей Барбизонской школы, открывших для зрителей прелесть лесов и полей Иль-де-Франса.
Особое место среди предшественников импрессионистов занимает Камиль Коро. Многие из мотивов его позднего творчества родственны тому, что находишь у барбизонцев, но трактовка совершенно иная. Его «Крестьянка, пасущая корову на опушке леса» изумляет деликатностью тональных переходов и является скорее пейзажем настроения, чем реалистичной трактовкой деревенской жизни.
Кульминацией эрмитажной выставки оправданно являются картины К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, К.Писсарро, А.Сислея, П.Синьяка. «Стог сена в Живерни» и «Поле маков» Клода Моне относят к лучшим образцам импрессионизма. Наряду с полотнами Моне заслуживают самого пристального внимания работы Поля Сезанна и Огюста Ренуара.
Впервые за пределами Государственного Эрмитажа экспонируется уникальный «лестничный» диптих Ренуара.
На рубеже веков выделился Шарль Герен, уже в 21 год добившийся признания в Салоне 1896 года. Он обожал Ренуара, чьи мотивы перенял и переосмыслил в декоративном ключе, что хорошо показывает его картина «Прогулка в парке».
Живопись импрессионистов дополняется на выставке ярчайшими произведениями французской печатной графики последней трети XIX века, когда она переживала исключительно высокий подъем. Этот род искусства представлен шедеврами и великими именами – А.Тулуз-Лотрек, Ф.Валлоттон, А.Муха. Поскольку Эрмитаж обладает великолепным подбором памятников декоративно-прикладного искусства, в состав экспозиции вошли всемирно известные образцы стекла работы Галле и Лалика, фарфор, шпалеры, являющиеся важной образной частью эпохи импрессионизма, с которой связано рождение стиля модерн.
Автор концепции выставки – главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения Альберт Костеневич. Куратор выставки – научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Демина.
Выставка продолжит работу до 25 февраля, сообщается на сайте Государственного Эрмитажа.
KZN.RU от 4.10.13 |