21.09.13«Просто молоко»: Марат Муратов покажет товар лицом | Любовь ШЕБАЛОВА, Ринат БИЛАЛОВ
На рынок молочной продукции Татарстана сегодня должен выйти новый бренд «Просто молоко». Как нетрудно догадаться, под этим именем будет позиционироваться продукция, которая производится на арендованном имуществе обанкротившегося агрохолдинга ОАО «ВАМИН-Татарстан».
«ПРОСТО МОЛОКО» ВСТУПАЕТ В СВОИ ПРАВА
В Татарстане сегодня ожидается появление на полках магазинов нового бренда молочной продукции «Просто молоко». Название новой торговой марки совпадает с именем управляющей компании, арендовавшей производственные мощности обанкротившегося агрохолдинга, принадлежащего семье сенатора Вагиза Мингазова. По замыслу топ-менеджмента «Просто молоко», она призвана полностью заменить на полках продукцию бывшего «ВАМИНа».
По сути дела, это очередной этап переупаковки молочной империи, которая, как известно, рухнула под тяжестью неподъемных долгов. Напомним, что первые признаки грядущего краха агрохолдинга, возглавляемого на тот момент Мингазовым, проявились в кризис. Компания, набравшая кредитов на развитие в различных татарстанских и федеральных банках, столкнулась с проблемой их обслуживания. Общий долг холдинга достиг суммы порядка 20 млрд. рублей. Банки-кредиторы принялись атаковать «ВАМИН» в судах и в конце концов добились перехода компании под свой контроль, введя в мае прошлого года в совет директоров своих людей (в него вошли представители Сбербанка, ТФБ, «АК БАРС» Банка, Россельхозбанка и Зенита) и прислав на предприятие своего гендиректора. К тому моменту Мингазов уже покинул пост гендиректора и сделался представителем Татарстана в Совете Федерации. Через несколько месяцев разгорелся скандал: в силовые структуры поступило заявление от пяти банков, в которых те потребовали разобраться с топ-менеджментом (конкретные фамилии не назывались), который не предпринимает мер по погашению кредитов и – самое главное – произвел преднамеренный вывод активов. В частности, 7 молокозаводов стоимостью в 11 млрд. рублей перешли в ООО «Казан», контролируемое людьми из ближнего круга сенатора. Было возбуждено уголовное дело. Позже под давлением казанского Кремля и кредиторов Мингазову пришлось вернуть большую часть этих активов.
Новый этап в судьбе компании возник в начале этого года с приходом нового менеджмента во главе с Маратом Муратовым, который до этого пять месяцев проработал первым замом руководителя аппарата президента РТ, а еще ранее создал и возглавлял в течение 9 лет "Татмедиа". С его приходом была запущена схема, призванная сохранить производство и рабочие места "ВАМИНа": компания, в марте вошедшая в финальную стадию банкротства, подразумевающего конкурсное производство (фактически распродажу имущества), в мае передала свои мощности в аренду специально созданной компании "Просто молоко", которую возглавил Муратов. Считается, что он получил в казанском Кремле карт-бланш на любые изменения, которые приведут к оживлению бизнес-процессов на руинах бывшего "ВАМИНа". По всей видимости, когда Муратов был командирован на решение проблем молочной империи, учитывался его разнообразный управленческий опыт, который, помимо работы в "Татмедиа", включает в себя, например, работу в качестве замглавы Нижнекамска в команде Ильсура Метшина, где среди прочего он курировал и сельское хозяйство. До работы чиновником Муратов поработал и в бизнесе, возглавляя компанию "Интерхимпром".
По сути, новый бренд, который запускает Муратов, – это резкий и ключевой поворот в процессе переупаковки холдинга. Безусловно, учитывая масштаб компании, он окажет серьезное влияние на рынок. Империя бывшего "ВАМИНа", как известно, является флагманом отрасли в РТ. Достаточно сказать, что к моменту банкротства у него было 420 тыс. га обрабатываемой пашни, 44 тыс. голов только дойного стада, 36 молочных комплексов, он производил 500 т молока ежесуточно. Для сравнения: это в 2 раза больше того, чем производит молока вся Самарская область. |