Татьяна МАМАЕВА
В ТГАТ оперы и балета им. Джалиля практически инкогнито всего на несколько часов приезжал на этой неделе известнейший танцовщик, балетмейстер и в прошлом директор Большого театра Владимир Васильев. Цель секретного визита – переговоры с директором оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым о мегапроекте, который имеет шансы стать сенсацией мирового масштаба.
ПРОЕКТ ВЕКА
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России, премий им. братьев Васильевых и им. Глинки и еще более 30 престижных мировых наград, Владимир Васильев сотрудничает с казанским театром с конца 80-х годов прошлого века. Тогда он в качестве балетмейстера осуществил на казанской сцене постанову балета Валерия Гаврилина «Анюта». Сам Васильев в премьерном спектакле исполнил партию Петра Леонтьевича, а в партии Анюты казанцы рукоплескали его жене – великой балерине Екатерине Максимовой. Далее партию Анюты исполняла прекрасная казанская балерина Ирина Хакимова. «Анюту» до сих пор можно видеть на афише казанского театра. Проект, который в Казани замышляет воплотить в жизнь Васильев, можно назвать беспрецедентным. Владимир Викторович замахнулся на воплощение языком танца «Мессы си минор» Иоганна Себастьяна Баха.
ФИЛОСОФСКАЯ ИСПОВЕДЬ БАХА
«Мессу си-минор» называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию. Философское содержание мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона. Как известно, ритуал мессы – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий, также длительно отбирались молитвенные тексты. Перевести все это на язык хореографии – задача архисложная.
Колоссальные масштабы «Мессы си-минор» не позволяют использовать ее для церковного богослужения. Исследователи творчества Баха полагают, что это сочинение должно звучать в концертном зале, который под воздействием повергающего в благоговейный трепет величия этой музыки превращается в храм, открытый для всякого способного к религиозному переживанию слушателя.
Характерно высказывание великого Гете: «Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира».
СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ЗАДУМАН ДЛЯ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА И ПЛОЩАДИ ПЕРЕД НИМ В ВАТИКАНЕ
Поставить балет на музыку этой мессы Баха – мечта всей жизни Владимира Васильева. С легендарным артистом удалось встретиться на несколько минут в кабинете директора оперного театра и взять короткое интервью.
- Владимир Викторович, почему этот грандиозный проект вы решили воплощать именно в Казани?
- Я много раз собирался ставить этот спектакль в разных театрах, и что-то не совпадало. В Казани эта идея возникла впервые. Этот спектакль был мной задуман для собора Святого Петра и площади перед ним в Ватикане с огромным количеством исполнителей со всех континентов. Каждый континент земли должен был представить своих певцов и танцоров. «Месса си-минор» Баха для меня – самое великое сочинение из всех, которые я знаю. Бах для меня глобален, это не произведение, которое направлено на прославление католицизма или прославление христианства, нет. Это объединенное начало, возникновение мира, его развитие с абсолютно разными периодами истории. И это ощущение есть в музыке.
- В мессе Баха много компонентов…
- Да, и объединить их в театре – это всегда была моя мечта. Оркестр, хор, кордебалет солистов-певцов, солистов балета. Это то, что себе может позволить большой театр с хорошим финансированием и хорошим качеством исполнительских кадров. Случайный разговор с директором казанского оперного Рауфалем Мухаметязновым вылился в этот проект. Это мегапроект. Но Рауфаль Сабирович не испугался и сказал: «А почему бы это не сделать у нас?» Когда я вижу творческие и технические возможности вашего театра, я понимаю, что это реально. |