14.09.13КАИ приготовил Казани испытание... |
Интересным воспоминанием поделился известный казанский историк авиации Ильдар Валеев: «Я в тот день ехал на автобусе рядом с заводом, смотрю – толпа! Выскочил. А с собой всегда был фотоаппарат «Смена-8». В открытую снимать побоялся: все-таки был 1985 год, а завод – закрытый. Поэтому снимал из сумки, эти снимки еще нигде не публиковались (см. уникальные фото под статьей – авт.). Ха-ха!.. Его протащили некоторое время и оставили. Я еще раз вечером приехал его фотографировать. Ажиотаж был жуткий: все кто мог, все собрались. Охраняли его ночью студенты БКД. А на следующий день его загнали в КАИ… А позже интересную вещь мне рассказал бывший замглавного инженера завода Геннадий Яковлевич Фомин. Самолет ведь пригнали в марте и надолго оставили в самом углу летного поля – руки, что ли, не доходили? И американцы со спутника постоянно его фиксировали и начинали давить на конгресс: русские в Казани опять что-то мутят. И забрасывали нотами наш МИД. Руководству завода приходилось отписываться, что это не новый бомбардировщик, а обычный Ту-144. Фомин говорил: «Мы столько ответов написали!..» А потом, похоже, Москва все-таки рявкнула: ребята, завязывайте, мы уже устали оправдываться. И тогда его поскорее перетащили в КАИ».
«БОЮСЬ, ТАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕГОДНЯ НЕТ…»
Что думает Алексеев о нынешней затее руководства КАИ? «Мысль поставить перед вторым зданием самолет родилась еще при ректоре Юрие Гортышове, хотели Ту-22М3, но КАПО заломило 140 миллионов рублей, и от идеи отказались… Что касается этого Ту-144, то, да, раньше это была лаборатория, а сейчас нет, хотя формально можно туда привести студентов. Но самолет же надо поддерживать в нормальном состоянии, а там внутри не все хорошо: начали разлагаться обшивка, оплетка жгутов. Думаю, использовать его как лабораторию уже бесполезно. И можно потерять самолет. А вот показать публично машину, которая стала прорывом в авиации... С воспитательной точки зрения это было бы хорошо. И если его нормально подремонтировать, он будет очень красиво смотреться… Кстати, в свое время, будучи уже техническим директором КАПО, я даже нарисовал проект, чтобы на территории завода все его изделия сохранить как историю нашего дня. Ну стоит сейчас там на поле Ил-62, сдадут его в металлолом, и дальше что? Ту-22М3 стоят. Ту-160 есть. Ту-214. Вот! Четыре самолета поставить, довести до кондиции, и, пожалуйста, – показывай».
По словам Алексеева, выступающего консультантом, в деле перебазирования, помимо КАИ, задействованы казанский филиал ОАО «Туполев», ЗАО «ГипроНИИавипром». Сейчас надо определить, что можно перед транспортировкой демонтировать с более чем 90-тонной махины. Скорее всего, кабину, киль, крылья, двигатели. Но тонн на 60 все равно останется. Поэтому предстоит просчитать, по какому маршруту можно провезти самолет. «Провезти его возможно, но надо тщательно посчитать, чтобы нигде не проколоться», – говорит Алексеев. Главная проблема, по его мнению, – разобрать и собрать самолет. В 1985 году это делали специалисты ЛИИ им. Громова. «Боюсь, сегодня таких специалистов у казанского филиала Туполева и у КАПО нет, – опасается Алексеев. – Если серьезно, вопрос очень тяжелый. Хотя… Не боги горшки обжигают, и если не на энтузиазме, а будут деньги, то все можно сделать».
«ГДЕ В КАЗАНИ ТАКИЕ РАЗВЯЗКИ И ДОРОГИ?»
Новость оценили эксперты.
Сергей Михайлов – проректор КНИТУ-КАИ по научной работе:
- Принятых решений пока нет, но задача поставлена – выяснить, насколько это возможно технически. Ведь это затратная тема, очень затратная. Есть и финансовые проблемы, и технические. Прошло много времени, исчезла техническая документация. Но самая большая сложность – в создании специализированной оснастки для перевозки. Думаю, в ближайшие дни будем с руководством завода встречаться и этот вопрос додумывать. Задача важная очень, и ее надо выполнять. Наверное, это долг КБ «Туполева», отчасти – университета, чтобы эти технологии сохранить для потомков. |