14.09.13КАИ приготовил Казани испытание... | Тимур ЛАТЫПОВ
Руководство КНИТУ-КАИ добилось разрешения на то, чтобы установить перед своим корпусом №2 (Четаева, 18) самолет Ту-144, который ныне можно увидеть почти на окраине Казани, за забором 6-го здания вуза, что возле КМПО. В 1985 году транспортировка «тушки» только лишь с близлежащего аэродрома КАПО стала серьезной технической операцией, сегодня эту 80-тонную махину предстоит «протащить» по километрам улиц.
Эксперты сомневаются как в необходимости затеи, так и в ее реализуемости. Впрочем, руководство КАИ говорит, что пока это только идея.
СВЕРХЗВУКОВОЙ РАРИТЕТ
О грандиозном плане руководства КАИ рассказал источник в авиаотрасли. «Есть предварительная планировка установки Ту-144 у второго здания КАИ, – сообщил он. – Это инициатива нового ректора – Альберта Гильмутдинова. Не знаю, кто ему советовал, но, видимо, решили, что самолет все равно гниет на задворках, а тут 10 ноября – 125 лет Андрею Николаевичу Туполеву, в Казани ему будут памятник открывать. Наверное, сыграло и то, что КАПО объединяют с туполевской фирмой. Поэтому решили: надо ставить. Ректор обратился к президенту Рустаму Минниханову: есть такая тема, и Минниханов добро дал. Но пока идет подготовка. И, скажу вам, чтобы к ноябрю самолет на Четаева стоял, надо очень хорошо поработать. Но самое главное: пока никто не решил финансовый вопрос, кто за это будет платить, пока неясно». Отметим, что во вторник самолет осмотрела специальная комиссия.
А из-за чего, собственно, шум? Чем ценен этот самолет? Ту-144 с бортовым номером 77107 – большой раритет: советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 – экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году «из-под ножа» спас клуб Героев города Жуковский и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 - 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском. Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью экспозиции технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины – учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.
Казанский самолет, можно сказать, крутой. «77107» был испытательной машиной. Впервые он взлетел 12 октября 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука), оценивались устойчивость и управляемость. На машине стояла система отказов: вырубали в полете какой-нибудь прибор и смотрели, что будет.
КАК АМЕРИКАНЦЫ КАЗАНЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОГО БОМБАРДИРОВЩИКА ЗАПОДОЗРИЛИ
В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском «77107», который собирались утилизировать. Жалко стало заслуженный самолет. Тогда он подал руководству КАИ мысль приобрести машину – как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей. «Ту-144 и сегодня – пример студентам, какие задачи можно перед собой ставить, – рассказал заведующий межфакультетской лабораторией конструкции и оборудования самолетов КГТУ им. Туполева Алексей Рябов. – Наконец-то мы смогли показать им работу и конструкцию многих агрегатов. В университете часто бывают гости из других стран и городов, и всем интересно на него посмотреть». Рябов акцентирует внимание на том, что у машины работают электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение. Даже двигатели в рабочем состоянии!
Еще бы, ведь самолет прилетел сюда «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Но это только на словах было легко. Перебазировкой руководил в то время начальник цеха КАПО по монтажу оборудования, а ныне – директор Казанского авиационно-технического колледжа им. Дементьева Михаил Алексеев. «С завода его тащили, отсоединив только крылья, – рассказал он нашему изданию. – Докатили до соседнего моторостроительного, и в теплотрассу провалилось переднее шасси. Пришлось притормозиться, поддомкратили, шпалы подложили, вытащили и оставили на ночь. Тем временем троллейбусники сняли на улице все провода, и в ночь мы его поставили на место, а утром уже троллейбусы пошли». |