31.05.13Умные власти не раздувают языковую проблему до федерального уровня | Марина ЮДКЕВИЧ
Свою поддержку сторонников преподавания русского языка в школах Татарстана в объеме не меньшем, чем в «русских» регионах, подтвердила в среду руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко.
Накануне принятия Госсоветом Татарстана законопроекта «Об образовании в РТ» она приняла участие в организованных Обществом русской культуры Татарстана общественных слушаниях.
- Все коллизии, которые возникают среди родительской общественности, связаны с тем, что идет манипуляция понятийным аппаратом. Здесь, к сожалению, опять не учитывается статус русского как государственного языка РФ, - начала Ольга Артеменко, имея в виду законопроект «Об образовании в РТ», который только что изучила. - В этом законопроекте говорится: «Татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах… Но не могут быть равноправными государственный язык Российской Федерации и государственный язык субъекта этой Федерации, такого положения нигде нет! Они имеют равноправие только в статусе родных языков.
К языку же в статусе государственного, по мнению ведущего методолога, другой подход:
- Мне часто задают вопрос: чем различается татарский язык в статусе родного и в статусе государственного. Язык в статусе родного изучается на грамматической основе, обогащенной культурологической составляющей. Это тот способ изучения языка, который позволяет сохранить его чистоту, готовить грамотных специалистов. А какова функция татарского языка как государственного? Конечно, коммуникативная, функция языка общения. Разумеется, политики приводят аргумент, что это ведь язык государственного делопроизводства… Но не все же идут в делопроизводство! А вариативность обучения позволяет готовить и специалистов, которые будут хорошо знать этот язык.
Кстати, законопроект «Об образовании в РТ» все же предусматривает преподавание татарского языка по программам, «подготовленным с учетом различного уровня подготовки обучающихся». Что касается русского языка, то в подтверждение необходимости преподавания его на более сложной и объемной основе директор Центра национальных проблем образования сослалась на мнение казанских учителей:
- Перед вашими учителями я сегодня выступала. Все они - а это были не только преподаватели русского языка - в один голос сказали, что русский - это язык конкурентоспособности. Что это язык, который обеспечивает мобильность детей по всей территории России. И что этот язык должен преподаваться на грамматической основе, чтобы все граждане Российской Федерации могли владеть им качественно, поскольку это обеспечит им конкурентоспособность.
Она рассказала и о новелле, введенной федеральным законом об образовании. Прежде организация образования на родном языке определялась уставом школы, «а дальше схема понятна: родители и сама администрация школы считают, что надо в этой школе вести образование на русском родном языке, а управление образования просто такой устав не утверждает»… Теперь закон уточнил, что образование на родном языке определяется только локальным документом образовательного учреждения («мы предполагаем, что это протокол общего собрания родителей»), к которому «управленец» не имеет никакого отношения, подчеркнула Ольга Артеменко.
Участники общественных слушаний, конечно, предположили, что татарстанские «управленцы» без труда найдут управу на их «локальный документ», если он не будет соответствовать планам властей. И спросили Ольгу Артеменко, может ли она что-то сделать, чтобы и татарстанский закон об образовании давал те же права, которые, по ее словам, дает федеральный…
- Я являюсь руководителем секции по совершенствованию языкового законодательства при комитете по образованию Госдумы РФ, вхожу как эксперт в правительственную комиссию Козака, в рабочую группу Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям… Безусловно, я буду говорить об этом законопроекте. Здесь в самом понятийном аппарате есть нарушение федерального законодательства. Будем думать, как прописывать языки в статусе родного федеральным стандартом. |