24.04.13Киносказка про Казань и немножко эклектики | Татьяна МАМАЕВА
Уже в начале мая страна увидит первый полнометражный художественный фильм о Казани – «Сокровища озера Кабан», показ которого прошел позавчера в столице Татарстана. Как утверждают создатели картины, это «визитная карточка Казани», что, несомненно, важно перед грядущей Универсиадой. Но, наверное, стоит отделить зерна от плевел и поговорить о художественных достоинствах ленты.
«ИСТОРИЯ? А ЭТО ЧТО ТАКОЕ?»
Уже с первых кадров ленты ясно, что создатели фильма выбирают отчасти жанр гротеска и для некоторых актеров режиссером вполне позволена откровенно театральная манера существования в кадре. Первые кадры – своего рода пролог – рассказывают о том, откуда все началось – с взятия Казани. Обилие спецэффектов, отметим, хорошо сделанных, впечатляет, нам словно передают привет от Тимура Бекмамбетова.
Напрягает одно: слишком уж комическое, даже ерническое повествование о вещах, в общем-то, для многих до сих пор трагических, таких, как взятие Казани. Но оставим этот явно идеологический прокол на совести сценаристов и режиссера.
Сразу же цепляет другое: мягко говоря, не совсем строгое следование исторической правде. Сююмбике прячет клад? Но позвольте, сейчас ребенок знает, что ее не было среди защитников Казани! Впрочем, в последующих кадрах фильма, да и после общения с режиссером становится понятно: задача авторов фильма «Сокровища озера Кабан» - не точное следование истории, а экранизация городских легенд. Есть в Казани красивая легенда о том, как строилась для казанской царицы башня? Верим мы этой сказке? Вот и хорошо, и получайте фильм-сказку. Без сомнения, и так может быть.
Киносказка сейчас – вполне востребованная зрителями вещь, они ее предпочитают многим действительно не имеющим хорошего проката фильмам. Людям нужна красивая картинка, позитив, немного юмора и хороший конец, который можно спрогнозировать. В начале ленты герой Алексея Воробьева вопрошает: «Казань? А это где?» Перефразировав это выражение, так же можно сказать и про историю, с которой у сценаристов отношения как-то не сложились.
ТОТ ГОРОД, НАМ ЗНАКОМЫЙ С ДЕТСТВА
Хотя, в принципе, сценарий ленты (автором идеи стал наш земляк Андрей Николаев) сделан крепко. В нем соблюдены все пропорции, которые должны принести фильму коммерческий успех. Заявка, прямо скажем, на нашу «Индиану Джонс». Но с меньшим бюджетом, увы. В распоряжении съемочной группы было всего $6 млн., которые были собраны по всей России при активном участии Татарстана и его руководства, за что практически все они были отмечены благодарностью в титрах фильма.
В фильме есть любовная линия, есть экшн, есть погони-драки, есть красивая злодейка, от вида которой у мужской части зрителей будет перехватывать дыхание (Мария Кожевникова), есть столь модные ныне в кинематографе восточные единоборства. И, конечно, стопроцентно верным было приглашение Воробьева на главную роль. Прибавьте к этому очень качественную работу оператора Бахатхана Юлдашева.
Можно легко просчитать, что когда решалась судьба проекта, о видеоряде думали в первую очередь, ведь действительно у Казани появилась визитная карточка. Город снят сверху так, что дыхание захватывает. Правда, часто его красоты напоминают очередной клип к Универсиаде с презентацией Казани, но в этом нет ничего плохого. Конечно, у многих из казанцев будет вопрос: почему не сняли тот или иной красивый вид, но, по правде говоря, то, что вошло в ленту, – впечатляет.
Панорамные съемки показывают мощь и энергетику города, особенно удались ночные кадры, когда Казань рассвечена мириадами огней, когда мост, через который идет непрерывный поток автомобилей, похож на бриллиантовую брошку. Впрочем, иногда камера Юлдашева и не ставит перед собой столь глобальных задач.
И здесь город предстает таинственным и нежным: ночная улица Баумана, по которой бежит героиня, карета возле театра, мостик через Булак. Все это снято красиво и вызывает упрек самому себе: что же мы в ежедневной спешке проходим мимо этой красоты и не ценим ее? Одним словом, нам предлагают характернейший образец так называемой «визуальной продукции», качественной и отмеченной операторским вкусом. |