Жена трех ханов | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Наверное, нет в Казани ребенка, который, если спросить его о странной красной башне в центре белого кремля, не поведает жалостливую историю о бросившейся с нее красавице. Я сама десятки раз рассказывала о гордой царице, которая рассталась с жизнью, протестуя против введения русских войск в Казань.
На самом же деле история Сюимбике была и сложней, и богаче. Чтобы понять ее до конца, надо помнить, что дочь ногайского мурзы Юсуфа была регентшей Казанского ханства в тот период, когда оно еще было независимым, но независимость эта была независимостью каната, который тянут на себя самые разные силы.
По современным понятиям, Сюимбике счастливой не назовешь. Первый ее муж, юный касимовский царевич Джан Али, ставший казанским ханом с благословления Москвы, женился на Сюимбике исключительно по политическому расчету. Уже через год после свадьбы она стала вдовой: казанская аристократия убила не оправдавшего ее надежды русского ставленника и посадила на казанский престол Сафа- Гирея из династии крымских ханов.
Он-то и стал вторым мужем Сюимбике (она - его третья жена). Сафа-Гирей правителем был воинственным: набеги из Казани на московские земли в те годы стали явлением заурядным. Однако казанская аристократия снова была недовольна: новый хан норовил переправить весь ясак в Крым. Она обратилась - повинную, мол, голову меч не сечет - за помощью теперь уже к Москве. Узнав об этом, Сафа-Гирей убил наиболее авторитетных в ханстве князей, и крымское засилье в Казани стало еще тяжелее. Дело дошло до того, что между казанцами и крымчанами произошел бой, и Сафа-Гирей принужден был оставить Казань. Сюимбике осталась в городе - среди врагов мужа...
Москва предложила на царство брата Джан Али - Шах Али (которого, между прочим, все летописи описывают как на редкость безобразного мужчину). Казанцы, помявшись, ему присягнули, но... на этот раз на казанском престоле Шах Али просидел только месяц. Вернулся с войском разгневанный Сафа-Гирей и жестоко наказал оппозицию... Но недолго музыка играла - вскоре яростный крымчанин умер. Ислам запрещает женщине в день похорон убиваться на могиле мужа - зато позже, в день своего прощания с Казанью, царица плакала здесь так, как будто заживо хоронила себя. В общем-то, это так и было. Но я забегаю вперед.
После смерти Сафа-Гирея Сюимбике осталась в раздираемой противоречиями Казани регентшей при малолетнем сыне. Правил же фактически ее фаворит - воевода Кощак. Москва к этому времени начала настоящие военные действия против Казанского ханства. Отец Сюимбике пытался как-то смягчить ситуацию - но бесполезно. В результате одного из боев Кощак был убит. А через некоторое время выяснилось, что Шах Али вновь дал согласие Москве сесть на казанский престол - но при условии, что Сюимбике станет его женой.
Казанцы согласились, но, если верить летописному рассказу, царица послала ему в подарок сначала отравленное вино, а потом отравленную рубашку... Тем не менее, за год с лишним до падения Казани князья города - у них не было другого выхода - выдали Сюимбике с малолетним сыном Москве. Остаток жизни зачахшая в 37 лет красавица царица доживала в Касимове - родовом гнезде Шах Али. Сына Сюимбике крестили, но долго и он не прожил: несостоявшийся хан Утямыш умер двадцатилетним.
А с башней, названной именем царицы, для ученых до сих пор связана одна загадка. Дело в том, что на картах XVI века башня Сюимбике есть, но потом она как бы исчезает и появляется на планах опять только через сто лет. Часть историков считает, что, тем не менее, эта башня - памятник периода Казанского ханства: на это указывают и легенды народа, и обилие «татарских» архитектурных элементов в ее облике. Другие ученые считают, что ханская башня была разрушена, а через сто лет по ее мотивам построена новая - не случайно в облике много «русских» черт.
Лишь совсем недавно появилась версия, которая, похоже, объясняет все загадки. Если верить ей, то после взятия Казани башня была сильно разрушена и больше ста лет стояла в руинах - поэтому никто из путешественников ее на своих картах и не отмечал. А в 1708 году, когда стали отстраивать царский дворец, отремонтировали и башню Сюимбике - отсюда и некоторая двойственность ее облика. В последние же годы заезжие экстрасенсы, прогуливаясь по кремлю, у красной башни обычно приостанавливаются и говорят, что в этом месте они чувствуют «энергетическую дырку»...
|