ИСТОКИ «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ»
«Казанская школа фотографии» - это яркое и мощное, но, к сожалению, малоизученное явление российской фотографии 1970 - 1980-х голов прошлого века. «Тасма» внесла значительный вклад в развитие фотокультуры страны. Среди «тасмовцев» были документалисты, журналисты, арт-фотографы, но все они снимали, в основном, документальную фотографию. В своих работах они обращались к реальной жизни, показывая социальные аспекты общества, откровенно говоря о положении человека в государстве.
…В 1979 году в редакции журнала «Советское фото» была открыта выставка казанских фотографов. Экспозиция была настолько впечатляющей, что искусствоведы заговорили о феномене «казанской школы фотографии». Той школе, благодаря которой, имена многих казанских мастеров вошли в историю мировой фотографии.
Первым шагом на этом пути стал выход фотоальбома «Другая Россия» в Великобритании, в котором среди других российских фотографов были представлены казанцы – Ляля Кузнецова, Рифкат Якупов, Владимир Зотов.
- Эти люди и создавали казанскую школу, у них есть ученики, которые сейчас определяют, наравне со своими учителями, лицо татарстанской фотографии, - рассказывает Нургалеева.
Создание в музее ИЗО фотогалереи в нынешнем здании Галереи современного искусства позволило хоть отчасти начать знакомить казанцев с прошлым татарстанской фотографии.
Сегодня фотография доступна, демократична, коммерчески востребована и, благодаря всему этому, массова. Фотогалерея стала хорошо посещаться, что повлекло за собой определенный коммерческий результат. На ее базе и планируется реализовать проект, получивший грант президента РФ Владимира Путина.
«ЭТО НУЖНЫЙ ПРОЕКТ, ПОТОМУ ЧТО НАША ФОТОГРАФИЯ СДЕЛАЛА КРЕН В СВАДЕБНУЮ»
Интересен ли будет этот проект казанцам? Вот что думают по этому поводу эксперты:
Андрей Богданов - фотохудожник:
- Определенному кругу людей проект будет интересен, и польза от него сейчас будет несомненная, потому что наша казанская фотография сейчас сделала крен в сторону свадебных снимков. В Москве тоже не очень все благополучно, там размах от сомнительно авангарда до сомнительной эротики, но все-таки события там есть. В Казани не так, фотография превращается в ширпотреб, так давайте покажем, как это было и как это может быть.
Алексей Барыкин - режиссер, сценарист, кинооператор:
- Мне это будет интересно, но необходимо, чтобы вся информация была выложена в интернете, потому то сейчас мы львиную долю информации черпаем из него.
Эдуард Хайруллин - заместитель руководителя пресс-службы президента РТ, автор фотоальбома «Свияжск: монологи»:
- Группа «Тасма» - это большой этап в жизни города, это была серьезная группа. Мне очень интересно будет посмотреть на эти работы – что было, что осталось. Это как мастер-класс.
Фарит Губаев - фотохудожник, автор многих альбомов и выставок:
- Конечно, миллион рублей – деньги небольшие, это как в анекдоте: «Вот тебе рубль, и ни в чем себе не отказывай». Хотя мы рады и этой сумме. Но по опыту могу сказать, что мы в эту сумму сможем уложиться. Конечно, экономить придется на всем. Но проект того стоит.
"БИЗНЕС Online" от 30.03.13 |