06.02.13Возрождение дома Дружининой |
Дмитрий КАТАРГИН
Мэр Казани Ильсур Метшин оценил ход реставрации дома Варвары Дружининой. Этот памятник деревянного зодчества, ушедший с торгов ООО «Рента» за 5,8 млн. рублей, восстанавливается теперь под присмотром известнейшего в России реставратора Бориса Лурье.
Бригада архангельских мастеров, работавших также на Троицкой церкви острова Свияжск, заменяет сгнившие элементы, максимально сохраняя аутентичный материал. Бревна на замену везут аж из Коми. Полный цикл работ займет полтора года, но в апреле дом появится на своем месте на улице Зои Космодемьянской.
ЭМОЦИИ СТОИМОСТЬЮ В 45 МЛН. РУБЛЕЙ
Возрождение знаменитого казанского памятника архитектуры дома Варвары Дружининой проинспектировал мэр Казани Ильсур Метшин. Градоначальник побывал на базе реставраторов, побеседовал с известнейшим в России мастером Борисом Лурье, а также оценил будущие перспективы объекта.
Напомним, новая жизнь заброшенного памятника началась с интриги. Летом этого года дом Дружининой был выкуплен на торгах за 5,8 млн. рублей ООО «Рента». Произошло это против ожиданий – на объект претендовало ООО «Аврора», уже согласовавшее на тот момент проектные решения с министерством культуры РТ.
Тогда новоиспеченные собственники отказалась от комментариев. Как пояснил сегодня журналистам Эдуард Пирогов, «Рента» входит в его группу компаний «7Я». Работа с деревом для фирмы - профильный бизнес: группа занимается производством клееного бруса, «столяркой» и всем, что связано с древесиной. Реставрационные работы компания финансирует впервые, однако благодаря наличию хорошей базы, машин и оборудования, а также богатейшему опыту Лурье и архангельских реставраторов в успехе бизнесмен не сомневается.
- Для чего мы купили дом Дружининой? Для меня это просто эмоции, - рассказал Пирогов на базе, куда перевезли разобранный по деталям дом вековой давности. – Мы шли на торги с намерением купить его, для этого в аукционе участвовали две наших компании – на всякий случай, чтобы торги гарантированно состоялись. Лес для реставрации мы привезли из Коми – обычная сосна, ничего особенного, но здесь мы не нашли бревен нужной длины и толщины. Задачи получать какую-то прибыль не стоит – у меня, как у всех, есть семья, дети – четверо…
На вопрос по поводу стоимости реставрации бизнесмен сообщил, что оценивает вложения примерно в 40 млн. рублей. И это если учесть, что компания владеет собственной техникой и производственной базой. Причем инвестор поддерживает стремление реставраторов сохранить все в первозданном виде.
Напомним, что общая площадь памятника – 366 кв. м, площадь участка – 672 кв. метра. После реставрации собственник планирует разместить в нем открытый для всех желающих музей – «собственно, самого же дома», как уточнил Пирогов. Кроме того, под крышей дома Дружининой появится представительский офис группы компаний «7Я» и чайная в китайском стиле - партнеры компании из Китая, владеющие «чайна-тауном» на Булаке, готовы открыться и здесь.
«РАБОТЫ ИДУТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ…»
- Работы идут значительно лучше, чем ожидалось, - удивил Метшина Лурье. – Сохранность родного материала – до 90 процентов. Внутри древесина очень живая, она не сгнила… Дом же пострадал отчего? Пожарные на крышу поднялись, кровлю вскрыли, огонь потушили, спасибо им! Но в их обязанности не входит ее закрывать… Пять лет дом простоял, но сохранность его удивительна.
По словам Лурье, подобные случаи по России – сплошь и рядом. Пожар, сгоревшая кровля – и открытые всем дождям бревна сгнивают так, что восстанавливать бывает уже нечего.
- Мы очень переживали, что останется от дома Дружининой, когда весь его разобрали, - отметил Метшин.
- Я 40 лет этим занимаюсь, и каждый раз бывает страшно разбирать дом, - ответил Лурье. – Снаружи, когда дом стоял на своем месте, он производил впечатление помойки – были разрушены все перекрытия, видимое состояние разрухи производило гнетущее впечатление. Но здесь работают мастера, которым не внове сам технологический процесс, которые могут снять бревно так, чтобы его можно было поставить вторично. Они знают все технологии деревянного зодчества. А чем больше родного материала удастся сохранить, тем лучше. |