30.01.13Аэропорт Казань распрощался с болгарскими инвесторами |
В-третьих, как сказано выше, предполагалось участие болгар и в реконструкции терминала 1. Теперь финансовую сторону вопроса будет решать сам МАК. «Реконструкцию старого здания будет фактически финансировать аэропорт за счет привлеченных средств – займов», - сообщил Старостин. Он сказал, что точную цифру сейчас назвать невозможно, но первоначальным ориентиром был $1 млн. 300 тысяч. Отметим, что ранее обсуждение шло вокруг $10 миллионов.
В-четвертых, о том, что «болгары будут концентрироваться на аэропортовом бизнесе», год назад заявил президент РТ Рустам Минниханов. Отметим, что это было сказано после достаточно скандального ухода тех же «Булгариан Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» из аналогичного «стратегического» СП (ЗАО «Тат-Аэро»), созданного для управления авиакомпанией «Татарстан».
Что же произошло между вчерашними соратниками? По данным источника, татарстанскую сторону нервировали некоторые подходы болгар, в частности, стремление согласовывать каждый маломальский по значению элемент в строительстве, режим крайней экономии, несоблюдение графика финансирования строительства. Что не нравилось болгарской стороне, вчера выяснить не удалось. Исполнительный директор «Булгариан Авиейшн Групп» Пламена Атанасова, выслушав, что к нему обращаются из казанской газеты, сообщил, что находится в Европе и разговаривать не может… По данным нашего источника, болгары просто привыкли к тому, что несколько лет только они выстраивали аэропортовую политику МАК, и им не понравилось то, что Татарстан начал отстаивать и свою точку зрения.
«ВЫШЛИ И ВЫШЛИ, И СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ»
Размышлениями на тему татарстанско-болгарского сотрудничества поделились участники рынка и эксперты.
Виктор Горбачев - генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации стран-участниц СНГ:
- В принципе, я знаю, что от болгарских товарищей казанский аэропорт выл. Зажим был страшный. Только они определяли, в каком направлении будет развиваться аэропорт и какие деньги будут вкладываться в его развитие. Если они вышли из состава совета директоров, мне кажется, это лучший вариант.
В России есть примеры иностранных инвестиций в аэропорты: на сегодня иностранцы более-менее действуют в петербургском аэропорту Пулково, там дело идет под управлением компании «Фрапорт» (эта же компания по заказу болгарской стороны разработала программу реконструкции МАК – авт.)… Случаи, когда инвесторов выгоняли, я знаю, а когда они уходили самостоятельно, – нет. И то инвесторов выводили не в России, а в Казахстане, в Алматы. Там была история с компанией «Люфтганза». Она вообще ничего не вложила, а только «сосала» аэропорт, в течение трех лет обещая, что будет вкладывать. В конце концов, у казахстанской стороны лопнуло терпение, и ребят попросили выйти. Да, не похоже на немцев, но… А так, как у вас (вложились и ушли), не было. Но, наверное, они деньги под какие-то государственные гарантии вкладывали.
Выгодно ли аэропортовое дело? Выгодно, но долго окупается - 10 - 15 лет. И чем больше аэропорт, тем больше приходится вкладываться. Некоторые думают: сейчас к нам пойдет пассажир, который окупит… Но сегодняшние ставки и тарифы не дают быстрой окупаемости. Надо делать громаднейшую аэропортовую структуру, чтобы она работала на окупаемость. Если вложить в аэровокзал, то он будет окупаться не менее 15 лет. А если во взлетно-посадочную полосу, то инвестор вообще никогда в жизни не отобьет эти деньги, потому что полоса - государственная собственность, и государство тебе скажет просто «спасибо». Пока у нас так в законодательной части. Мы 15 лет бьемся, лоббируем закон об аэропортах и аэропортовой деятельности, чтобы дать возможность инвесторам получить свои инвестиции… Куда на сегодня можно вкладывать? Если где-то большой грузопоток – в грузовые комплексы (склады, перегрузочные и так далее), там, если более-менее пойдет груз, можно отбиться и в течение пяти-шести лет. Но аэровокзальный комплекс – не менее 15 лет, потому что там очень маленькие ставки, которые берутся за обслуживание пассажиров, а продажей пирожков деньги не отобьешь, ведь суммы довольно солидные. |