30.01.13Аэропорт Казань распрощался с болгарскими инвесторами |
Тимур ЛАТЫПОВ
Стратегический партнер РТ в деле реконструкции и развития международного аэропорта Казань (МАК) в лице болгарских компаний «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» вышел из проекта. О причинах такого поворота дела не говорится. Как считает руководство аэропорта, болгары свое дело сделали – новый терминал построен. Эксперты считают: ушли, и, возможно, это к лучшему.
РАЗОШЛИСЬ ТИХО-МИРНО
«Уход болгарских коллег – совместное с татарстанской стороной решение, никаких трений не было, разошлись тихо-мирно, - заверил генеральный директор ОАО «МАК» Алексей Старостин. Он сообщил, что государство выкупило болгарскую долю в ЗАО «Тат-Авиа», все акции которого на данный момент находятся у министерства земельных и имущественных отношений РТ. «Сейчас болгары не имеют никакого отношения ни к аэропорту, ни к авиакомпании», - уточнил Старостин. Оформлен «развод» был в конце декабря прошлого года.
Напомним, входящие в болгарский холдинг «Химимпорт» компании «Булгариан Авиейшн Груп» и «Ескана Русия» были стратегическими партнерами РТ в модернизации МАК. Участвовать в работе аэропорта болгары начали еще в 2009 году, а 17 марта 2011-го был подписан договор о создании совместного предприятия - ЗАО «Тат-Авиа». Со стороны РТ учредителем стало ОАО «Татарстан-Авиа», которому правительство республики передало в собственность акции МАК – это были наши 50% (болгарские компании, соответственно, владели 45% + 5%). То есть РТ вложилась имуществом, симметричный в денежном отношении ответ болгарской стороны составил $50 миллионов.
Заявлялось, что именно столько надо для строительства нового здания аэровокзала - терминала 1А. Но за три месяца до пробного пуска терминала (7 ноября 2012 года) между партнерами случился некий конфликт, который, в отсутствие официальных данных, прокомментировал хорошо знакомый с ситуацией источник. По его словам, для достройки 1А и также для реконструкции существующего терминала требовалось увеличение уставного капитала «Тат-Авиа» на 2 млрд. рублей ($50 млн. закончились). Предполагалось, что по миллиарду внесет каждый из акционеров, но болгары настаивали на привлечении кредитов, что не устраивало татарстанскую сторону. Видимо, обстановка накалилась настолько, что дошло до демарша – болгары сорвали августовское заседание совета директоров «Тат-Авиа», попросту на него не явившись.
«ХОРОША СТРАНА БОЛГАРИЯ, НО РОССИИ ЛУЧШЕ НЕТ»
Тогда-то, по всей видимости, в полной мере и встал вопрос о необходимости дальнейшего участия болгар в делах аэропорта.
Старостин уклонился от ответа на вопрос, какая роль отводилась болгарам после реконструкции МАК, но заверил, что свои обязательства ($50 млн.) они однозначно выполнили в полном объеме. «Мы получили хороший аэровокзал, людям нравится, - отметил гендиректор МАК. - Этот проект был болгарский, строили совместно… Почему ушли? Это же бизнес. Люди посчитали, что для них так будет лучше». Среди положительных итогов совместной деятельности Старостин отметил и то, что болгары научили татарстанцев чисто процедурным вещам – правильной работе с документами и с электронной почтой.
Тем не менее можно предположить, что все-таки предполагалось участие зарубежных бизнесменов и в дальнейшем управлении аэропортом.
Во-первых, ранее сообщалось, что болгары будут не просто стратегическим инвестором реконструкции, но и равноправным, наряду с РТ, совладельцем аэропорта. О «Тат-Авиа» говорилось как об СП в области строительства и управления.
Во-вторых, стоило ли городить огород с созданием «Тат-Авиа»? Ведь, как рассказывал в 2010 году министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев, проработка проекта началась четыре-пять лет назад – болгары готовились. Кстати, «Тат-Авиа» никто не упразднял – этому ЗАО принадлежат 100% акций аэропорта, а само оно на 100% принадлежит ОАО «Татарстан-Авиа», которое на 100% принадлежит минземимуществу РТ, сообщил Старостин. Сохранится ли эта громоздкая схема, неизвестно. Любопытно, что и в минземе, и в минтрансе РТ отвечать на вопросы о переменах в МАКе отказались, порекомендовав обратиться в аэропорт. |