Арслан МИНВАЛЕЕВ, Эльвира ВИЛЬДАНОВА
Один из крупнейших международных ритейлеров расширил свое присутствие на рынке России, приобретя у немецкой группы METRO сеть продуктовых гипермаркетов Real за 1,1 млрд. евро. Оба игрока представлены в Казани. Эксперты отмечают, что, по сути, эти два ритейлера настолько похожи между собой, что со сменой вывески многие покупатели не заметят никаких изменений.
МАГАЗИНЫ В ЧЕТЫРЕХ СТРАНАХ ЗА 1,1 МЛРД. ЕВРО
В минувшем декабре произошло одно из самых громких событий в мире международного ритейла. Группа METRO заключила с французским торговым предприятием «Ашан» соглашение о продаже своей сети магазинов Real в Восточной Европе. Как сообщают стороны сделки, вскоре сеть начнет работать под брендом нового хозяина.
Известно, что «Ашан» примет активы и недвижимое имущество дочерних предприятий группы в Польше, Румынии, России и Украине. Стоимость сделки - 1,1 млрд. евро. Она будет закрыта в наступившем году, после получения разрешений антимонопольных органов этих стран.
«Группа «Ашан» с покупкой сети магазинов Real в четырех странах осознает возможность сбалансировать свое присутствие в Центральной и Восточной Европе; другими базовыми регионами являются Западная Европа и Азия, - цитируется в официальном пресс-релизе Вианне Мюлье - президент группы «Ашан». - Кроме того, у нас есть шанс предложить нашим клиентам еще лучший сервис в лице высокопрофессиональных коллективов, которым мы полностью доверяем – как в сети магазинов Real, так и в сети магазинов Ашан». Рыночная сеть Real в Восточной Европе в будущем должна развиваться под маркой группы «Ашан».
По словам Олафа Коха - председателя совета директоров METRO, в лице «Ашана» компания нашла наилучшего покупателя для бизнеса Real в Восточной Европе. В то же время немецкая группа сохраняет контроль над магазинами под брендом Real в Германии и Турции.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Что интересно, в Казани представлены обе сети, как «Ашан», так и Real.
Так, если первый магазин сети Real,- в России появился в июле 2005 года в Москве, то в столице Татарстана гипермаркет немецкой сети открылся торгово-развлекательном комплексе «Парк Хаус» в конце 2006 года. Магазин занял свыше 12,2 тыс. кв. метров.
Выход «Ашана» в Казань был, как известно, непростым. «Ашан», который рассчитывал появиться в Казани еще накануне тысячелетия, после долгих мытарств вокруг сдачи ТЦ «Южный» открылся в октябре 2011 года. Площадь гипермаркета «Ашан» в Казани составит около 10 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в открытие казанского «гипера» – 500 млн. рублей. Во время открытия первого магазина представитель французской сети заявил, что участок на Горьковском шоссе. Обсуждался вариант аренды площадей в ТЦ «Адмирал» Алексея Семина.
Известно, что в Европе «Ашан», в отличие другой французской сети Carrefour (она тоже пыталась работать в России, но была вынуждена уйти) не позиционируется как жесткий дискаунтер, а что-то вроде переходного варианта, ближе к среднему ценовому сегменту. Но в России «Ашан» стал дискаунтером, работающем в эконом-классе и зарабатывающем на объемах.
Именно Real считался главным конкурентов «Ашана», который, по экспертным оценкам, превосходил немцев по ассортименту.
ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ЗАМЕТИТ
Эксперты высказались о влиянии сделки на татарстанский потребительский рынок.
Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест-Девелопмент»:
- Думаю, что с покупкой "Ашаном" Real на рынке ничего не изменится. Вряд ли компания будет менять название и проводить ребрендинг. Вероятно, METRO не очень интересно продвигать розничную группу в России, и она сосредоточится на своем оптовом и мелкооптовом бизнесе. У "Ашана" доля вырастет пропорционально выкупленной площади Real. У обеих сетей примерно один источник получения товара, поэтому вряд ли изменится цена, ассортимент. Обе компании одинаковы, только одна – немецкая, а другая – французская.
Искандер Юсупов - директор ООО «Супермаркет Недвижимости» (Инвестиционная группа компаний ASG):
- Что касается влияния на рынок, то совершенно очевидно, что это сильно укрепит позиции группы "Ашан". Насколько мне известно, "Ашан" и METRO Group (в чей холдинг входят гипермаркеты Real) имеют примерно по 90 магазинов в Европе, следовательно, Ашан удвоит свое присутствие. Нужно учитывать, что этим вопросом в России не смогут не заинтересоваться антимонопольные органы (хотя до монополии "Ашану" далеко даже после выкупа Real), так как в России очень сильны позиции группы X5. Далее все зависит от того, сохранит ли "Ашан" бренд Real. Если да, то потребитель может вообще не заметить разницы.
В Казани позиции обоих сетей мне представляются сильными, однако уверен, что распределение покупательских потоков в любом случае носит скорее территориальный характер, нежели это вопрос личных предпочтений. Если у меня возле дома стоит «Карусель», а до «Ашана» или Real ехать далеко, то я все равно чаще буду заходить туда, где мне удобнее, жертвуя, может быть, ассортиментом.
"БИЗНЕС Online" от 10.01.13 |