НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ШАГИ
К настоящему времени противостояние между минкультом и ООО «ДРОМ» уже вышло за рамки одного судебного процесса.
13 ноября министерство подало иск в арбитраж о признании недействительной госрегистрации перехода права собственности на здание от ЗАО «Служба доставки» к ООО «ДРОМ» - на том основании, что в договоре купли-продажи не были прописаны, как того требует законодательство, условия охранного обязательства.
В свою очередь, на 11 декабря назначено рассмотрение иска ООО «ДРОМ» - о признании недействительным приказа министра культуры об определении предмета охраны. «Он был определен лицом, которое в принципе не может этого делать, поскольку не является экспертом, пусть даже это министр культуры», - обосновывает заявление «ДРОМ». В связи с этим минкульт заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения первого иска «ДРОМа» до тех пор, пока не будут рассмотрены два других заявления.
Рассматривавший дело судья Фарит Шайдуллин констатировал, что стороны спора предпринимают непоследовательные шаги, между тем памятники «имеют свойство разрушаться просто на глазах», тем не менее рассмотрение дела приостановил.
То, что задержка в работах дому явно не на пользу, признает и собственник. «Один период замерзания-оттаивания – серьезный удар по любому объекту. Тем более если у него нет крыши», - говорит Лямкин. Впрочем, уже после заседания директор «ДРОМа» сообщил, что минкульт все же в виде исключения сделал шаг навстречу владельцу – выдал заключение о возможности проведения противоаварийных работ с тем, чтобы можно было «хотя бы законсервировать здание - закрыть фасад и сверху установить настил».
О ШАЛЯПИНЕ В КАЗАНИ НАПОМИНАЮТ ТОЛЬКО ЦЕРКВИ
Своим мнением о возникшей ситуации поделились эксперты.
Альфия Тутаева – президент казанского общества любителей творчества Шаляпина:
- То, что Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года во флигеле дома №10 на улице Пушкина, это однозначно. Деревянный флигель стоял во дворе и был снесен в 20-е годы XX века. А в самом доме Шаляпин жил, по одним данным, первые два года, по другим – и позже. Это подтверждено фотографиями. Наш знаменитый земляк приезжал в Казань в 1912 году, и местный фотограф Сотников сделал ряд его снимков на фоне флигеля.
Не знаю, какие планы связаны с этим домом. Но о его восстановлении целиком уже не может быть речи. Смысл? Сегодня многое утрачено.
И он уже не представляет той ценности, которая могла бы быть, когда дом еще был «живой». Он очень долго стоял, рушился. Потом исчезла уже сама среда. С точки зрения историка был очень ценен двор этого дома - заходя туда, вы как бы попадали в эпоху Шаляпина. Сейчас ничего этого нет – вся ценность выхолощена.
От Шаляпина в Казани фактически остались, наверно, только церкви – Варваринская, Духосошествинская, Благовещенская и другие, в которых он пел. Несколько домов, в которых маленький Федя выступал как хорист. И музыкальное училище – там была управа, в которой он работал писцом.
Конечно, было бы здорово, если бы был Шаляпинский дом. Особенно если в нем разместить его музей, как еще при жизни хотел петербуржец Юрий Федорович Котляров - автор летописи жизни и творчества Федора Ивановича Шаляпина. Мы несколько раз пытались сделать это, но в итоге все куда-то уходило.
А теперь чем насыщать такой музей - вопрос. Он, безусловно, должен работать на подлинных материалах. И некоторыми из них владеет казанский музей Горького, где существует одна из старейших в мире выставок нашего знаменитого земляка. Она была создана в 1967 - 1968 годах с помощью дочери Шаляпина Ирины, которая передала около 60 личных вещей отца. После реконструкции большой Шаляпинский зал станет еще более усовершенствованным. И, как мне кажется, жизнь легендарного баса могла бы существовать там и дальше.
Сергей Саначин – архитектор и краевед: |