27.11.12Зарплатный рейтинг вузов: КФУ сдает позиции | Александр ШАГУЛИН, Анна КУЗНЕЦОВА, Влас МЫСЬКО, Дмитрий КАТАРГИН
Федеральное минобрнауки опубликовало данные о зарплатах в вузах страны, в том числе и татарстанских. В большинстве высших учебных заведений Татарстана средняя зарплата преподавателей не дотягивает до тысячи долларов.
Эксперты раскритиковали методику минобрнауки, которое вместо расчета по ставкам предложило делить зарплату «по головам», и высказали собственное мнение, от чего должны зависеть зарплаты в учебных заведениях.
ВСЕ ДЕЛО В ГРАНТАХ
На сайте минобрнауки РФ на днях появился отчет сводной картины по средней зарплате преподавателей российских вузов. Данные о вознаграждениях сотрудников более чем 1,2 тыс. учебных заведений вычислялись как результат деления фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава на его среднесписочную численность. При этом к работникам профессорско-преподавательского состава в минобрнауки отнесли ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов и профессоров.
Согласно отчету, самая высокая среди татарстанских вузов заработная плата оказалась в… Казанской государственной консерватории (академии) им. Жиганова. В среднем, педагоги этого вуза получают 50 тыс. рублей.
- Данные о заработной плате преподавателей мы предоставили министерству образования России чуть более недели назад, - рассказал газете источник в Казанской государственной консерватории. - Это очень хорошо, что в нашем вузе такие зарплаты – мы долго стремились к этому. Не секрет, что консерватория является грантополучателем. Зарплаты выше по сравнению с другими вузами только за счет большого количества грантов, которые получает консерватория. Уже четвертый год в консерватории есть еще и государственная поддержка от президента. Также, чтобы поднять зарплату педагогам, мы несущественно сократили административный персонал.
В общем, получается, что самое выгодное в Татарстане дело для преподавателя – учить будущих музыкантов.
«В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К 90-М ГОДАМ»
Меньше всего в Татарстане, согласно данным минобрнауки, получают преподаватели Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова». Средняя зарплата его специалистов, которые готовят в автограде молодых филологов, не превышает 10,7 тыс. рублей.
Впрочем, в самом вузе с такой оценкой не согласились. По мнению директора филиала Елены Пугачевой, все дело – в методике подсчета. Она утверждает, что если считать «по головам», как предложило минобрнауки, то есть делить фонд оплаты труда на количество преподавателей, реальная картина дел искажается. Кроме того, при подсчете не учитывалась и специфика вузов.
- Эти цифры ошибочны, - оценила данные Пугачева. – Мы уже общались по этому поводу с головным вузом. Критерии были даны для расчета за октябрь, а у нас в октябре учебный процесс запущен не в полном объеме – 4 - 5 курсы находятся на практике. Соответственно пониже и преподавательская нагрузка. Кроме того, извечная проблема – расчет «по головам» или по ставкам. И расчет по количеству преподавателей, который ушел из нашей бухгалтерии, не отражает реальной картины дел. Ведь у человека может быть нагрузка и ставка, и 0,25 ставки… Поэтому, с учетом загрузки преподавателей в октябре у нас средняя зарплата – 15,6 тыс. рублей.
Цифры, которые опубликованы министерством образования, нереальны, считает Пугачева, хотя бы потому, что оклад доцента составляет в филиале 20 тыс. рублей, а профессора – 28 тыс. рублей. И даже если сложить все эти цифры (а состав профессорско-преподавательского состава вуза на 70% имеет ученые степени), средняя зарплата должна быть на уровне 20 тыс. рублей. По мнению руководителя вуза, старший преподаватель должен получать как минимум 30 тыс. рублей на ставку, а профессор – в районе 50 тыс. рублей.
- Мониторинг будет продолжаться в течение года, - добавила Пугачева. – Поэтому картина будет меняться… Меня вообще беспокоит ситуация в Набережных Челнах: мы возвращаемся к 1990-м годам, когда из собственных вузов были только ИНЭКА и пединститут. Все эти объединения, реформы в первую очередь влияют на будущий набор абитуриентов, когда люди не понимают, что происходит, у них появляется масса вопросов… Что же до грантов, то все зависит от специфики вуза – гуманитариям это сложнее, наши гранты рассчитаны на языковую стажировку за границей. Преподаватели же технических специальностей имеют больше возможностей зарабатывать на грантах. |