09.11.12В Казани опять стреляют в муллу |
Деревня, в которую попадает волею одного бизнесмена, поставившего на родине мечеть, молодой хазрат, представляет собой зрелище удручающее. Пьянство, бездуховность, ложь, насилие – пожалуй, трудно перечислись все пороки, которые там считаются нормой. Молодой мулла живет в противовес окружающим, он живет по заповедям Корана, превыше всего ценя доброту и справедливость, и эта жизнь все-таки убеждает кое-кого пересмотреть свои взгляды. Пример тому – герой Искандера Хайруллина, создавшего яркий, иногда чуть гротесковый и противоречивый образ, из оппонента он постепенно превращается в сторонника муллы.
Сценография спектакля лаконична – дом муллы, мечеть. Один из метафоричных элементов оформления – огромные валки, спрессованная солома. Эти валки время от времени наезжают на муллу, словно грозясь раздавить.
Муллу убивает отморозок. Не ваххабит, хотя о них часто вспоминают в спектакле, правда, почему-то считая, что ваххабиты, они чаще бывают выпускниками медресе. Но отморозок, для которого жизнь человека – это спичка, сломал и выбросил, чем он лучше террористов? Кстати, сравнение жизни человеческой со спичкой принадлежит Борису Савинкову - одному из самых ярых сторонников терроризма в России в начале прошлого века.
Корни любого терроризма лежат в бездуховности, в попирании заповеди «Не убий». Первый убийца на земле, Каин, вполне мог пополнить ряды террористов, существуй они в его библейские времена. Хазрат Асфандияр гибнет в тот момент, когда он, наконец, находит родственную душу, чистую девочку, на которой женится. И сидишь в зале и радуешься, что эти двое молодых людей нашли друг друга, что они любимы и любят… И не то что неожиданно, как-то нелепо, никчемно звучит этот выстрел, и пуля влетает в открытое окно, за которым стоит такой спокойный вечер в деревне.
Да, мы долго жили спокойно, мы говорили себе: «У нас же не Грозный, у нас же не Махачкала». Все так, но давайте посмотрим правде в глаза: и в России убивали священнослужителей – и православных, и мусульманских. Жизнь столь жестока, что свершить святотатство – поднять руку на священника – это если еще, слава Богу, не норма, но уже не редкость. Как противостоять этому? Вот об этом и спектакль, что поставил Бикчантаев.
Финал у этой трагедии светлый. Малыш лет 6 в трогательной тюбетеечке приходит в мечеть, опустевшую после ухода Асфандияра, садится на корточки и начинает читать намаз трогательным и неокрепшим детским голоском. И весь он – такой чистенький и гармоничный – находится в луче света. Свет победит тьму – это второй и самый главный меседж Бикчантаева.
«ТВОРЧЕСТВО – ЭТО РЕМЕСЛО И ПРЕДВИДЕНИЕ»
Может ли писатель предвидеть ситуацию, какова доля интуиции в творчестве? Вот что полагают эксперты.
Ренат Салаватов - главный дирижер Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля:
- Хороший писатель – это всегда медиум, история литературы насчитывает множество примеров, когда писатели или поэты предвидели события, которые случались через длительный отрезок времени, примеры тому – Пушкин, Лермонтов, Блок.
Нияз Игламов - театральный критик:
- Интуиция занимает в творчестве огромное место. По сути, творчество – это ремесло и предвидение. И не только у писателей, но и у режиссеров. Когда ремесло и интуиция совладают, миру является значимое культурное событие.
Алексей Барыкин - кинорежиссер, сценарист:
- Доля интуиции в творческом процессе велика, но все ее используют по-разному, кто-то прислушивается, а кто-то нет. По собственному опыту могу сказать, что все более-менее значительное, что я сделал, было связано с интуицией, оно пришло как будто извне, а не из моего мозга. Иногда кажется, что кто-то вел твою руку.
«БИЗНЕС Online» от 8.11.12 |