09.11.12В Казани опять стреляют в муллу |
Татьяна МАМАЕВА
В театре им. Камала вчера публике был представлен спектакль «Мулла» по одноименной пьесе Туфана Миннуллина. Окончательно решение о его постановке в главном татарском театре России было принято после терактов 19 июля. Сказать, что на премьере в театре был аншлаг, значит не сказать ничего.
МЫ НЕ В ГРОЗНОМ, НО У НАС ТОЖЕ СТРЕЛЯЮТ
В театре им. Камала о «Мулле» думали давно, но как-то все не складывалось. Туфан Миннуллин написал своего «Муллу» 6 лет назад, когда Татарстан еще жил спокойно и считался образцово-показательным регионом. Но после 19 июля этого года, когда был убит один из самых уважаемых священнослужителей - светлый и чистый человек Валиулла хазрат Якупов, и было совершено нападение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, мы уже никогда не будем жить по-прежнему. И после недавнего ужаса, что пережила Казань во время ликвидации террористов на ул. Химиков, мы тоже не будем, как некогда были, беззаботны.
Миннуллин еще в 2006 году, когда была написана пьеса, получил за нее награду на конкурсе «Новая татарская пьеса». «Муллу» поставили в Башкирском государственном академическом театре драмы им. Гафури, Мензелинском государственном татарском драматическом театре им. Сабира Амутбаева и Атнинском государственном драматическом театре им. Тукая. К сожалению, не видела тех постановок, но, думаю, в то время, спокойное для нас, пьеса воспринималась иначе. Наверное, можно было даже подумать, что автор где-то перегибает палку.
События в Татарстане как будто подтолкнули камаловцев: медлить больше нельзя. Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев начал работать над «Муллой», доверив оформление спектакля своему постоянному «соавтору» Сергею Скоморохову. Перед началом работы заручились духовной поддержкой одного из казанских хазратов, визит которому нанесли.
По поводу финала – будет мулла Асфандияр убит или нет – витали сомнения. В результате спектакль камаловцев заканчивается трагически – в муллу стреляют, и он гибнет. Возможно, кого-то эта жестокость покоробит, но автор этих строк стоит на стороне режиссера – времена настали такие, что надо называть вещи своими именами. Иногда, показав сцене жесткость во всей ее неприглядности, можно уберечь от нее сидящих в зале. Высшая миссия театра все же в этом, в том, чтобы «чувства добрые» пробуждать. Конечно, персонажей с ул. Химиков в Казани это вряд ли бы остановило, но кто знает, возможно, какая-то заблудшая душа и задумается.
Премьера спектакля по одной из последних пьес Миннуллина вызвала небывалый ажиотаж - в театре им. Камала вчера был переаншлаг. Вместе с другими ценителями драматического искусства посмотреть постановку приехала самая разная публика. В том числе вместе с супругами прибыли Минтимер Шаймиев, Асгат Сафаров и Фарид Мухаметшин. А вот представители официального мусульманского духовенства Татарстана в зале замечены не были…
НЕ УБИЙ!
Если судить по гамбургскому счету, пьеса Миннуллина грешит некоторой ходульностью характеров, которую режиссер умело прикрывает. Театрал с опытом заметит в «Мулле» некоторые переклички с культовой пьесой 70-х годов прошлого века – вампиловским «Прошлым летом в Чулимске». Тот же приезд главного героя в глубинку, то же столкновение из-за женщины и сцена с огнестрельным оружием, когда Шаманов у Вампилова и мулла у Миннуллина одерживают нравственную победу над соперником. Но все это к слову, и важно в «Мулле» на сцене театра не это. Меседж спектакля – это то предостережение, которое делает режиссер.
Чистый городской мальчик, уже кое-что на своем недлинном веку испытавший, Асфандияр выходит один на один с силами зла – в контексте спектакля, поставленного Бикчантаевым, не надо бояться высокого штиля. Эмиль Талипов – исполнитель роли муллы – одна из удач спектакля. Молодой актер лаконичен и интеллигентен, его словно озаряет внутренний свет. |