01.11.12Как Китай захватил улицу Баумана |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕВЫШАЕТ СПРОС
После дискуссии в ТПП участники встречи поделились своим мнением о ситуации на рынке сувенирной продукции в Татарстане. По их словам, большей частью из-за рубежа поставляют мелкую сувенирную продукцию, но местные производители вездесущих конкурентов из Китая соперниками не считают, поскольку крупные изделия (и наиболее дорогие!) изготавливаются именно татарстанскими мастерами. К примеру, если «китайская» тюбетейка стоит около 60 рублей, то цена головного убора, изготовленного татарским мастером, может доходить до 7 тыс. рублей. У туристов должен быть выбор, считают владельцы магазинов сувениров.
Наталья Пилюгина - директор мастерской «Живая глина» на ул. Баумана, художник-керамист:
- Мы продаем продукцию, которую сами изготавливаем. Эту продукцию – расписную посуду, изделия из фарфора, стекла – тиражируют сейчас в Китае. Доля сувенирной продукции из Китая занимает примерно 90 процентов рынка, в том числе в Казани, бороться с ней трудно. Она идет через посредников из Москвы, Санкт-Петербурга и распространяется не только в Казани, но и в других городах и регионах. У меня сейчас разработано более 500 единиц сувенирной продукции, которую тяжело реализовать, потому что, во-первых, по цене не могу конкурировать с китайской продукцией, а во-вторых, такие объемы производства просто потянуть не могу – требуются огромные вложения.
Марина Абдуллина - генеральный директор группы компаний «Богема»:
- Если говорить о продукции на Баумана, то там сплошной Китай, но вообще сейчас больше 50 процентов изделий на рынке – это наши татарстанские изделия, просто они представлены в разных магазинах. Спрос на наши изделия сегодня больше, но совсем отказываться нельзя от китайских товаров, ведь не каждый может купить дорогую продукцию. К тому же в основном оттуда идет мелкая сувенирная продукция, все крупные изделия – наших мастеров. Насколько китайская продукция дешевле местной? Это зависит от категории товаров. Например, если говорить об изделиях из фарфора, то китайские дешевле, возможно, в два раза.
Сегодня есть проблема со взаимодействием с туристическими компаниями, поскольку туристические маршруты в Казани все давно утверждены. А у меня, например, магазин на Кремлевской, но рядом нет места, где можно высадить туристов, чтобы они зашли в магазин, он не попадает в маршрут. В итоге туристов привозят на Баумана, где представлена китайская продукция… Но с ней не надо бороться - пусть у людей будет выбор. Другая проблема - предложение наших мастеров сегодня превышает спрос по сувенирной продукции. Они производят товары, а реализовать их негде, и поэтому нужен большой центр.
Существовать в Казани только за счет продажи сувениров туристам можно, но только в том случае, если торговая точка расположена в зоне активных туристических маршрутов, иначе надо искать другие варианты. У меня, например, продукция, изготавливаемая на заказ, занимает в общей структуре примерно 50 процентов.
Лидия Никулина - владелец магазинов изделий народного промысла в Казани, Болгаре и Свияжске:
- Продукция из Китая на Баумана занимает около 50 процентов, в магазинах в Кремле – процентов 10. Вообще, Китай нам не мешает, а стимулирует. Такие товары нужны, потому что они дешевые и неплохого качества. Проблемой для нас являются высокие налоги. Тем, кто занимается народными промыслами, нужны льготы. Почему я считаю, что продавать и производить продукцию для Универсиады нашим небольшим мастерским и отдельным мастерам сейчас невыгодно? Потому что нужны предварительные большие расходы на создание партии товаров: 50 - 100 тысяч рублей для отдельного мастера - большая сумма. Товар, который продают в магазинах, стоит дорого, его могут вообще не продать и потом вернуть, а куда девать товар с символикой игр после Универсиады?
"БИЗНЕС Online" от 1.11.12
|