24.10.12Курбан-байрам в России отметят дважды |
В этом же году разночтения связаны с позицией властей Саудовской Аравии. Заранее было известно, что Курбан-байрам приходится на четверг, 25-е число, а есть такое понятие, когда пятничный день и Курбан-байрам совпадают, то хадж этого года приравнивается к 7 хаджам. Соответственно, приток мусульман становится большим. Можно не 7 раз ездить, а один раз и как бы получить семикратное удовольствие. Естественно, в карман короля и его пяти тысяч принцев во много крат больше прибыли. Саудиты и дали указание, а те, кто все эти годы смотрел им в рот, быстро его выполнили. А традиционные мусульмане в Поволжье, на Урале, центральной России как следовали многовековой традиции, так и следуют.
Праздник длится три дня, поэтому у верующих разночтений не должно возникнуть из-за разногласий такого толка. Например, в Екатеринбурге в течение двух дней, с утра до позднего вечера, в течение светлого дня многократно читаются праздничные намазы. Мечеть даже не умещает всех желающих, поэтому люди приходят по графику - в 10, 11, 12 и так далее. То есть верующие не пострадают и не ошибутся. Тем более сейчас есть научные доказательства, что наступление месяца Зуль-Хиджа было строго отслежено.
«ЭТИ РАЗНОЧТЕНИЯ РЕЛИГИЮ НЕ УКРАШАЮТ»
Рушан Аббясов - заместитель председателя совета муфтиев России, руководитель аппарата СМР (Москва):
- Определение времени празднования всегда было проблемной точкой исламского мира в целом. К сожалению, многие государства, принимая то или иное решение, не всегда учитывают ряд моментов, отсюда и разночтения. Сегодня в исламском мире начало месяца по лунному календарю, от которого уже рассчитываются праздники, определяют двумя способами. Первый способ, который в основном разделяют страны арабского мира, - это лицезрение зарождения новой луны. То есть наблюдение воочию. Второй способ - научный. То есть появление луны просто рассчитывается. Отсюда и споры.
В совете муфтиев России приняли решение отмечать праздник 26 числа. Да, изначально мы планировали отмечать праздник 25-го, но эта дата была рассчитана ведь заранее исключительно научным путем. В плане исследований мы работаем с Евроазиатским исламским советом, который располагается в Анкаре, они наблюдали, как научным путем исчисляется зарождение новой луны. Наши коллеги из Турции отметили, что не увидели новорожденного полумесяца. Они увидели, что просто появилась луна, а молодого месяца 16 октября, дату начала месяца Зуль-Хиджи, откуда берут отсчет все остальные праздничные дни, не увидели. Изучив опыты других стран, в частности Саудовской Аравии, мы пришли к мнению, что раз 16 числа новый месяц не был увиден, то первый день месяца Зуль-Хиджи наступил 17 октября. Получается, что и Курбан-байрам сдвинулся на день. Сейчас только Турция придерживается мнения, что луну нужно не воочию видеть, а рассчитывать ее появление научным путем.
Безусловно, для верующих эти разночтения очень нехороши. Но мы же должны стараться установить даты, максимально близкие к этому празднику. Да, конечно, каждый регион может принять свое решение, но в перспективе было бы хорошо разработать единый подход, может быть, комиссию, которая бы все сверяла. Мы, например, с координационным центром Кавказа так и делаем, сверяемся и принимаем это решение. Да, эти разночтения религию не украшают, но это нам прецедент на будущее. Когда надо садиться и договариваться. То есть люди должны садиться за стол переговоров и взвешенно решать. А не просто так, что нам типа позвонили из Саудовской Аравии или из Турции, и мы сделали так, как они сказали. Россия, на мой взгляд, уже не просто созрела для изучения этих вопросов, но и для того, чтобы стать в них активным игроком, чтобы что-то решать на международной арене.
Наиль Сахибуллин - заведующий кафедрой астрономии КФУ, директор астрономической обсерватории:
- Разночтения связаны с фазами луны, а луна в различных частях земного шара наблюдается в разной фазе. Понимаете, что если на луну вы смотрите с одной стороны, то видите одну ее фазу, а если с другой – другую. То есть это связано с так называемым явлением параллакса. Очень принципиально появление тонкого серпа на луне, а он, допустим, с Камчатки появится в одно время, из Москвы - в другое. |