Наталья ГОЛОБУРДОВА
Мэр Казани Ильсур Метшин, сегодня решил возобновить практику публичных штабов по борьбе с пробками, которые теперь должны будут проходить ежемесячно. Первое заседание посвятили развитию общественного транспорта, с которым, похоже, и будут связаны основные надежды властей после завершения масштабного строительства развязок и капремонта дорог.
«ЗА КАЖДЫМ ПАЗИКОМ И «ГАЗЕЛЬЮ» СТОЯЛ КРИМИНАЛ ИЛИ ЛЮДИ ПРИ ВЛАСТИ»
«Пробки – сегодня самый актуальный вопрос для Казани, поэтому мы занимаемся им ежедневно», - с этого тезиса Метшин сегодня начал заседание возобновленного им (по крайней мере, в открытом для журналистов формате) транспортного штаба.
Непосредственным поводом обсудить общественный транспорт стало то, что скоро у перевозчиков истекают сроки заключенных ими контрактов на обслуживание городских маршрутов. По словам председателя комитета по транспорту Казани Айдара Абдулхакова, конкурс на новый пятилетний цикл состоится уже в ноябре.
Торги будут проходить по новой транспортной схеме, которая вступит в силу с 1 мая. Революционных изменений в ней, впрочем, не произойдет: 7 маршрутов скорректируют, 3 добавят.
Главным же для участников конкурса будет требование обновить на 50% подвижной состав. Всего к этому времени планируется заменить 700 автобусов.
Как напомнил Абдулхаков, из 780 «китайцев» останется не более 100. Списанную из Казани технику охотно берут в Перми, Ульяновске, Кирове, Ижевске и других менее богатых городах.
- Китайцам спасибо, вовремя нас выручили. Но для нас это уже вчерашний день, а для других городов, которые только начинают реформу, это – как манна небесная, - прокомментировал Метшин.
Говоря о первом конкурсе, организованный в 2006 году, Абдулхаков напомнил, что из себя представлял тогда рынок пассажирских перевозок: дублирующие друг друга маршруты, маловместимые «ПАЗики» и «Газели», многочисленные ДТП. Своими личными воспоминаниями о тех боевых годах поделился и сам Метшин:
- Пять лет назад в Казани, по данным соцопросов, проблема качества работы общественного транспорта стояла на 2-3 месте по остроте. ГИБДД республики постоянно обращало наше внимание на рост аварийности, смертности из-за маршруток. Но за каждым «ПАЗиком», за каждой «Газелью» стоял криминал и люди при власти. И чего мы только не выдержали… Я, наверное, потерял и здоровье и много лет жизни. Справились только благодаря поддержке руководства республики, - вспомнил мэр Казани. – Сейчас показали фотографии - желтые «Газели». Для нас это как каменный век, а 90 процентов России продолжает на них ездить.
Однако тут же оговорился, что всех проблем транспортная реформа, безусловно, не решила: «Автобусы поменялись, а водители с кондукторами остались прежними». Он напомнил транспортникам истории, когда в двигатель Евро-3 заливалось печное топливо (полетевшие форсунки давали тот самый знаменитый черный дым из выхлопной трубы).
Затем Метшин для примера зачитал жалобу, пришедшую ему в интернет-приемную: «Вот сегодняшнее обращение, Мухаметзянова Гузель Фаритовна столкнулась с хамским отношением к пассажирам автобуса: возле Издательства простояли вечером 20 минут. Когда пассажиры начали возмущаться, водитель автобуса и кондуктор сказали, что у них план, а кому не нравится, пусть едут на такси». Мэр попросил разобраться и напомнил:
- Казань не какой-то железнодорожный хутор, столица Универсиады, столица Татарстана!
Он сравнил автобусников с работниками электротранспорта, которые не допускают таких грубостей. Впрочем, главе Метроэлектротранса Асфану Галявову чуть позже досталась своя порция критики от горожан: мэр озвучил жалобу на заблокированные из-за поломок двери трамваев.
«УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ПАССАЖИРОВ ПОДРЫВАЕТ ФИНАНСОВУЮ ОСНОВУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА» |