23.07.12«Книжный двор»: Возвращение в родные пенаты |
«Книжный двор» - фирма, поддерживаемая определенными кругами, поэтому она выживает. Случись, например, с нами такая ситуация, нам бы никто не помог. В «Суваре» ведь они были тоже на определенных условиях, но там у них не пошло. Они даже там все убавляли и убавляли площадь, месяца два назад у них было всего порядка 300 квадратных метров. Они практически не окупаются, так как сейчас они не оплачивают товар, поэтому нет новинок в ассортименте. Не очень себе представляю, как ситуация на 750 квадратных метрах может измениться. Это формат относительно сопоставимый с площадью «Нового книжного» в «Кольце». У них порядка 450 - 500 квадратных метров в более проходимом и удобном месте. Он и так составил серьезную конкуренцию, когда открылся, еще тому трехэтажному «Книжному двору». А сейчас, когда они работают в ослабленном режиме последние несколько лет, народ стал от них отвыкать. Поэтому перспектива пока непонятна.
А сам формат… Ничего не вижу плохого, если откроется формат на тысячу квадратных метров. И тут дело не в спросе. У меня другое видение ситуации. У нас в городе реально нет поддержки книжных магазинов. Если взять Москву, у них есть «Московский дом книги», которая в некотором смысле является муниципальной структурой. Стоимость арендной платы в «Московском доме книги» на Калининском проспекте в целом ниже, чем у нас в Казани. У нас был «Книготорг» и старые муниципальные объединения, так их распродали неведомо кому. У нас обстоятельства чисто экономически сложились так, что коммерческие условия ничем не отличаются от другого бизнеса, а отдача здесь небольшая. Просто реально книжный магазин не должен быть маленьким. В этом смысле, кстати, приятно работать с Муслимой Латыповой, руководящей сетью «Бахетле», которая относится к книжного бизнесу как социальному проекту и дает ему существенные послабления.
Когда открылось три этажа «Книжного двора» к тысячелетию Казани это был огромный шаг. И такие магазины должны быть, но их нужно поддерживать, а сейчас есть либо инвесторы, либо собственники. Но если собственник будет владеть такими большими торговыми площадями ему гораздо выгоднее будет сдавать офисы в арнеду, чем заниматься книжным бизнесом. Такое вот противоречие. То есть книжный бизнес не оправдывает содержание таких площадей, поэтому наиболее оптимальная торговая площадь в центре, на мой взгляд, должна составлять порядка 450 - 500 квадратных метров.
Подарочная литература, которой тоже планируется заниматься «Книжный двор», тоже момент спорный. Если на книжку идет около ста процентов наценки, чтобы оплачивать квадратные метры и зарплату, то на подарочную книгу – не более 30-и процентов. Их очень сложно продавать, так как они висят в интернет магазинах и приблизительно цены у них такие. Преимущество обычных магазинов только в том, что дорогую книгу можно поддержать в руке. Не все отдадут 50 тысяч рублей за кота в мешке. Еще отмечу, что книги по искусству сегодня не особенно хорошо идут, бум прошел. Покупают библиотеки, а на этом деньги не сделаешь, то есть не будет массовых продаж. А их сегодня делает детская литература, литература, связанная с учебным процессом, и художественная литература. Литература по отраслям, например, по садоводству, фитнесу, строительству, дизайну интерьера, фото и другим, сейчас относится к категории подарочной, так ее в основном так и покупают. Сегодня для совета в большей степени удобнее найти использовать интернет.
Получается, пока у книжной торговли в целом незавидная перспектива. Самая читающая страна в Европе – Англия, у них продается приблизительно 4 книги на душу, учитывая, что население около 60 миллионов. Но у них уникальные национальные программы по популяризации книг. Это, кстати, страна, где не падает печатная книга и ежегодно растет количество интернет-продаж. У нас же в стране это просто никому не нужно. Кстати, в Америке серьезное снижение продаж книг в бумажном носителе. Хорошо это или плохо покажет время.
Кстати, когда был кризис, книжная торговля поднялась. То есть после кризиса мы восстановили экономику. Сложности тоже были, но в результате оптимизации продаж книжная отрасль тогда набрала. Люди перестали тогда брать кредиты на большие покупки, мы избавились от кредитов, которые брали на покупки на учебной литературы на сезон, и стали развиваться. А вот после кризиса, когда произошло вливание денежных средств в массы, интерес к книгам стал продать. |