21.06.12Добро обжаловать, или Знания - страшная сила |
Ирина ПЛОТНИКОВА
97 татарстанских участников ЕГЭ по русскому языку смогли доказать, что их экзаменационные работы недооценили. Если с выводами казанских экспертов согласятся коллеги в Москве, то ученикам добавят по одному-два балла. В результате "двоечники" смогут рассчитывать на получение аттестата, а "отличники" - на поступление в самые престижные вузы страны.
Апелляция итогов ЕГЭ по русскому языку в Татарстане проходила с 16 по 18 июня. В общей сложности оспорить экзаменационный балл пытались 447 выпускников. В прошлом году таких было вдвое больше. Тогда работы учеников после проверки не публиковались в Интернете.
Апелляционная инстанция ЕГЭ работает на базе казанской школы №170. Сюда со всей республики едут недовольные ученики и их родители. "Даже если ребенок знает предмет на "пять с плюсом", нет никаких гарантий, что он наберет высокий балл на ЕГЭ. Это рулетка!" - возмущается в холле, дожидаясь встречи с экспертами, немолодой мужчина. Эксперты - профессора вузов, директора школ, учителя высшей категории - ведут прием в двух кабинетах на третьем этаже, куда участников апелляции вызывают из холла по списку, сверяя паспорта. В каждом из кабинетов работает камера видеонаблюдения.
Вместе с мамой на апелляцию пришел ученик казанской школы №131 Андрей Орлов, несмотря на свои 95 баллов (при максимуме в 100). Получил фотокопию своей работы и не обнаружил в ней двух двоеточий. Подсев к паре экспертов, Андрей попытался убедить их, что знаки препинания "потерялись" при копировании, но те заявили: это невозможно, скорее всего, ученик просто забыл о двоеточиях. Андрей немного расстроился, ведь в борьбе за бюджетное место в Московском физтехе лишних баллов не будет.
Кстати, о баллах. После того как участники ЕГЭ подали заявления на апелляцию, их сочинения проверили уже не учителя, а члены апелляционной экспертной комиссии по оценке результатов ЕГЭ Минобрнауки РТ. И в каждой второй работе были обнаружены новые ошибки. Для учеников это оказалось неприятным сюрпризом, но, забегая вперед, скажем, что балл на апелляции в Казани никому из них не снизили, просто сохранили первоначальный результат.
- Беда наших детей в том, что они идут на экзамен, собираясь писать именно то сочинение, к которому готовились, даже не пытаются самостоятельно рассуждать на предложенную тему, - считает эксперт Наталья Васюхина.
Критерии оценки сочинений впечатляют. В баллах оцениваются не только ошибки в тексте, но и логика, точность и выразительность речи, свое мнение по проблеме и аргументы из литературы. В общем, пиши и тут же считай, сколько баллов тебе могут накинуть. Впрочем, тренированных учеников это не пугает.
Выпускнику христианской школы Геннадию Усачеву при первой и второй оценке работы не засчитали в качестве "литературного аргумента" ссылку на Скруджа, подумали, что парень имеет в виду мультяшного героя Диснея. На апелляции он смог убедить экспертов, что имел в виду Скрягу Скруджа из произведения Диккенса. И в результате на его работе появилась заветная надпись "+1" карандашом. Добавят ли балл этому парню и остальным ученикам, выигравшим апелляцию в Казани, станет известно в ближайшие дни. За время апелляции в Казани была выявлена и одна техническая ошибка в задании части "В", когда компьютер "не разобрал" почерк ученика и засчитал цифру 6 в ответе как 8.
Работа у экспертов тяжелая: в дни экзаменов им приходится проверять задания аж до двух часов ночи. А в школьных сочинениях татарстанцев встречаются удивительные, загадочные и даже сенсационные заявления. Так, один из учеников считает Ивана Тургенева автором произведения "Король Лев", другой утверждает, что "способен в мельчайших подробностях пересказать роман Толстого "Мертвые души", третий пытается давить "авторитетом": "Со мной и автором текста согласны Толстой, Достоевский, Лесков...".
Но настоящим героем школьных анекдотов, то есть сочинений, стал персонаж Достоевского. "В произведении Толстого "Преступление и наказание" студент Раскольников убил старуху Изергиль и роздал ее богатства бедным", и еще "Раскольников убил бабушку и скрыл это от своей матери. Мать мальчика не ожидала этого ужаса и скончалась, узнав правду".
- Полное незнание текста! В голове у детей какая-то каша. Мало читают. Где-то что-то слышали. Я уж про грамматические ошибки не говорю, их вообще много, - комментирует отрывки из своей коллекции школьных ляпов эксперт и учитель гимназии №90 Надежда Репина и под хохот коллег зачитывает еще одну цитату: "Ведь люди убивают друг друга, потому что им нужна мясоотдача". В общем, знания - страшная сила. А поверхностные знания - вообще убойная.
"Вечерняя Казань" от 20.06.12 |